Смягчения не будет. Центробанк сохранил ставку на прежнем уровне
Эльвира Набиуллина заявила, что Банк России не видит потенциал для дальнейшего смягчения своей политики. О чем свидетельствует решение ЦБ и о чем говорит очередная брошь, которую надела глава регулятора?
Ничего неожиданного не произошло. Как и прогнозировали экономисты, ЦБ сохранил действующую ставку в 4,25%. Она сейчас на исторически низком уровне. Но в прошлом году во время пандемии Центробанк активно ее снижал. Смягчение закончилось в июле. То есть уже больше, чем полгода ставка остается на одном и тоже уровне. И сейчас она ниже инфляции, которая по итогам 2020 года превысила 5%.
Подобное, кстати, уже бывало. Например, в 2015 году ставка ЦБ была ниже двузначной инфляции. По идее, когда потребительские цены растут, регулятор повышает ставку, зажимает деньги. Когда инфляция падает, и нет предпосылок для роста, Центробанк может снизить ставку, что в свою очередь оживляет кредитование. Но в этот раз не стоило делать ни того ни другого, считает генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев.
Александр Лосев, генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом»: «Снижать ставку нельзя, потому что это вызовет такую долларизацию, волну бегства в доллары. И тогда уже с инфляцией будет невозможно справиться, потому что и так рублевые активы неинтересны при такой динамике доллар/рубль, а если ставку снизить, то просто отсюда все убегут. Поэтому на краткосрочном интервале то, что ключевая ставка по-прежнему будет ниже официальной инфляции, это плохие новости и для рубля, и для рынка ОФЗ. Но долгосрочно, если действительно Центральный банк прав, и экономика может показать темпы роста в 3% или даже 4%, как указано в его пресс-релизе, это будет работать на экономику».
Рубль ответил на решение Центробанка падением. Хотя он падал и по другой причине — на словах Сергея Лаврова по поводу возможного разрыва с Европой, если она будет вводить чувствительные санкции. Но он лишь говорил о возможном будущем, и ни мы пока не разрываем отношения с Европой, ни она с нами. Да и вряд ли это вообще может случиться. Но биржевые роботы поняли слова по-своему, их алгоритмы решили, что в геополитике все плохо, и начались распродажи российской валюты.
Что же касается решения Центробанка, то пусть он и не поднял ставку, но она все равно остается привлекательной для игроков по сравнению со ставками иностранных центробанков. А значит, и рубль будет укрепляться, а инфляция, наоборот, идти вниз, говорит главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА» Антон Табах.
Антон Табах главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»: «Пока ничего не произошло. Пока заявлено о некоторых намерениях. Что будет? Скорее всего, прекратится снижение ставок, которое медленно, но шло и по ипотеке, и по кредитам, и по депозиту, то есть для вкладчиков это хорошо. Второе — это будет способствовать укреплению рубля, потому что разница между российскими ставками и ставками на мировых рынках остается высокой. Соответственно, это будет способствовать некоторому укреплению курса заодно вместе с ценой на нефть. В свою очередь, это будет способствовать снижению инфляции во втором полугодии. Поэтому я считаю, что мы сейчас будем в периоде великого стояния ставок. То есть резона их снижать не будет, но и резона повышать тоже. Это будет продолжаться достаточно долго».
Уже после пресс-релиза ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции заявила, что потенциал для снижения ставки исчерпан. А СМИ по привычке обратили внимание на брошку главы Центробанка. Эльвира Сахипзадовна выбирает украшения со смыслом. В тяжелом марте она надела брошь в виде неваляшки. Во время карантина на пиджаке Набиуллиной был домик. Когда летом ЦБ резко смягчил политику — фигурка голубя (голуби — это финансисты, которые выступают за снижение ставок). Потом был снегирь, птица, которая стойко переносит морозы.
И вот сейчас, когда глава ЦБ сообщила, что в будущем вряд ли будут снижены ставки, она надела небольшой белый камушек. А интерпретировали брошку как точку. Правда, точка совсем маленькая, СМИ ее даже не сразу заметили. Но выводы по поводу дальнейшей денежно-кредитной политики ЦБ все равно сделать можно.