27 ноября 2015
1891
поделитесь с друзьями

Банк России не станет изменять сроки внедрения стандартов «Базель II» и «Базель III»

Центробанк не намерен изменять сроки внедрения российскими банками стандартов «Базель II» и «Базель III», которые должны вступить в силу с 1 января 2016 года. Ранее банкиры просили внедрять базельские нормативы не для всех кредитных организаций, а лишь для системно значимых.

По мнению регулятора, изменения позволят банкам активнее кредитовать экономику.

— С 2016 года российское банковское регулирование приводится в соответствие с базельскими стандартами с учетом позиций, достигнутых ЦБ в процессе Regulatory Consistency Assessment Programme (RCAP), осуществляемой Базельским комитетом банковского надзора, — пояснили «Известиям» в пресс-службе регулятора. — Соответствующие проекты нормативных актов публиковались на сайте Банка России и обсуждались с банковским сообществом. С 1 января 2016 года Банк России меняет требования к достаточности капитала. Уровень базового капитала будет приведен к 4,5% против 5% сейчас. Кроме того, ЦБ изменяет норматив общей достаточности капитала, снижая его на 2 п.п. — с 10 до 8%.

Помимо этого, для стимулирования кредитования малого бизнеса и качественной ипотеки регулятор принял решение с начала следующего года установить льготные коэффициенты риска для этих сегментов рынка.

— Так, для кредитов малому и среднему бизнесу (МСБ) коэффициент устанавливается на уровне 75% (каждый такой «льготный» кредит не должен превышать 50 млн рублей и 0,2% от размера кредитного портфеля), для ипотечных кредитов — 35%. В целом, по оценкам Банка России, приведение регулирования в соответствие с Базельскими стандартами не будет иметь негативного влияния на уровень достаточности капитала банков, — пояснили в пресс-службе ЦБ.

Ранее банки просили ЦБ смягчить требования по применению Базельских стандартов. Об этом говорилось в письме президента Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолия Аксакова, направленном председателю ЦБ Эльвире Набиуллиной 5 ноября 2015 года. Также вопрос смягчения регулирования обсуждался на недавней встрече ЦБ с представителями Ассоциации российских банков.

Банкиры указывали, что распространение принципов «Базеля II» и «Базеля III» (начали активно вводиться с 1 января 2015 года) на все кредитные организации независимо от масштаба деятельности «не соответствует изначальным подходам «Базеля». АРБР, в частности, поясняла, что эффект от снижения Н1 для средних банков не сможет нивелировать эффект от увеличения коэффициентов риска по облигациям младших траншей по сделкам секьюритизации активов банков — до 1250% при расчете нормативов достаточности капитала Н1 (то есть полное покрытие капиталом таких вложений).

Банкиры прогнозировали, что в случае неизменной позиции ЦБ по данному вопросу они будут вынуждены свернуть программы ипотечного кредитования, а также программ поддержки МСБ. Также в письме отмечалось, что отдельные положения предлагаемых изменений не отвечают целям адекватного покрытия риска капиталом, в то время как «Базель» подразумевает учет на консолидированной основе (в рамках банковских групп).

— Предполагается резкая смена регулирования на фоне кризисных тенденций, несмотря на то что декларируемая «Базелем» цель — усиление банковских систем мира, — делали вывод банкиры.

Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова считает, что ЦБ приводит российские требования к минимальным требованиям «Базеля III».

— Сейчас в РФ действительно действуют более жесткие нормативные требования к банкам, — отмечает Касьянова. — Смягчение требований регулятора действительно позволит банкам высвободить некоторый объем средств, который сейчас зарезервирован под банковские риски. В итоге у банковского сектора появится возможность увеличить активность на кредитном рынке. Повышение отдельных коэффициентов может нивелировать эффект от снижения требований к достаточности капитала, поэтому банки неоднократно выступали с инициативой отложить введение отдельных пунктов «Базеля III», ЦБ пошел навстречу банкам только сейчас.

Павел Сигал, исполнительный вице-президент «Опоры России» (поддерживает малый и средний бизнес), указывает, что снижение коэффициентов Н1 и введение коэффициента в 75% — «конечно, плюс для банков, не только больших, но и средних».