Инфляция, тень дефолта и дорожающая ипотека. Что означает заявление ЦБ о возможности повышения ключевой ставки
Центробанк РФ снимает ограничение на невозможность повышения ключевой ставки. Заявление об этом сделал сегодня глава департамента денежно-кредитной политики регулятора Игорь Дмитриев. Что это значит и как скажется ли на рядовых гражданах – в материале «ФедералПресс».
На международном банковском форуме «Казначейство 2018» он заявил: «Уже снимается ограничение на невозможность повышения ставки в зависимости от прогноза инфляции».
Сейчас ключевая ставка составляет 7,25 % годовых. Ближайшее заседание совета директоров Банка России по процентной политике пройдет 27 апреля.
Геополитика стоит дорого. Очень
Заявление Игоря Дмитриева связано с возникшими геополитическими рисками, снижающими возможностями проводить таргетирование инфляции, полагает замдиректора аналитического департамента компании Alpari Анна Кокорева. «Задача регулятора удержать уровень инфляции в районе 4 % и не допустить ее резкого роста. В текущей ситуации, когда волатильность рубля увеличилась из-за геополитических событий и новых санкций, ставка является одним из основных инструментов регулирования валютного курса, так как от интервенций банк отказался. Поскольку в ближайшее время давление на Россию будет усиливаться, есть вероятность, что рубль продолжит ослабление, в этом случае ЦБ РФ придется прибегнуть к повышению ставки, чтобы удержать инфляцию на низком уровне и предотвратить рост цен», – прокомментировала специалист.
Повышение ставки негативно скажется на экономике, считает Анна Кокорева. «Если ставка будет повышена, то это будет означать рост стоимости заемных средств, иными словами, ставки по кредитам увеличатся, но вместе с ними возрастут ставки по депозитам. Дорогие займы, как правило, замедляют темпы развития экономики, так как бизнес не имеет возможности кредитоваться дешево», – напоминает аналитик.
Волатильность на валютном рынке вследствие эффекта санкций может перекинуться и на другие сегменты финансового рынка и даже на реальный сектор, предупреждает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
«Ослабление рубля может радикально осложнить размещение Минфином новых выпусков гособлигаций или привести к инфляционному шоку, поскольку около 10% товаров и услуг в структуре потребления домохозяйств являются импортными или в высокой степени импортозависимыми. Логично, что в такие периоды ЦБ РФ может прибегать к жестким словесным интервенциям либо даже к ужесточению монетарной политики, в т.ч. посредством повышения ключевой ставки», – оценивает эксперт.
Несмотря на то, что повышение ставки есть реальный инструмент снижения риска девальвации рубля, это аукнется в дальнейшем. «Отдельные финансовые инструменты и зависящие от них группы граждан понесут от повышения ставки ущерб. К примеру, повышение ставки однозначно приведет к падению котировок гособлигаций и обусловит стабилизацию или даже повышение ипотечных ставок», – прогнозирует Нигматуллин.
Затягиваем пояса?
Экономист и член генсовета «Деловой России» Антон Любич следя за заявлениями из Центробанка, сделал вывод даже о возможности дефолта. «Чтобы нивелировать эффект санкций против российских компаний для рефинансирования их обязательств требуются средства сопоставимые с 20 % от всех обязательств РФ по пенсионной системе. И это при условии, что США не введут санкции в отношении госдолга РФ. В конгресс США сейчас внесен законопроект предусматривающий запрет на операции с госдолгом РФ и долгом государственных российских компаний. Если это произойдет, то в принципе любый операции с российскими ценными бумагами прекратятся. Это приведет к серьезным вызовам для российского финансового рынка и российского бюджета. Единственным релевантным ответом на такую угрозу может стать только ограничение со стороны правительства на исполнение обязательств – дефолт», – полагает Любич.
Противостояние санкциям все равно приведет к последствиям, которые скажутся на массах. «Когда люди смеются и говорят, что проблемы фондового рынка их не касаются, они глубоко заблуждаются. Обвал стоимости российских компаний в результате биржевой паники заставит их хозяев повысить норму доходности. Это приведет к росту цен, снижению уровня жизни. Повышение ключевой ставки ускорит эти процессы», – заключил экономист.