В 2015 году россияне умудрились взять 131 валютный ипотечный кредит
Несмотря на очевидные проблемы валютных ипотечников, в 2015 году россияне взяли 131 кредит в валюте на покупку жилья. Какие банки продолжают их выдавать?
Несмотря на все опасности, которые несет в себе валютная ипотека, в 2015 году, судя по статистике ЦБ, россияне умудрились взять 131 кредит в валюте на покупку жилья. Это несопоставимо с прежними объемами валютной ипотеки (например, в 2008 году таких кредитов было выдано 18,2 тыс.), но не может не удивлять на фоне проблем валютных ипотечников, устраивающих каждую неделю массовые акции у офисов банков.
Большинство крупных банков перестали выдавать ипотечные кредиты в валюте с началом первых протестов валютных заемщиков или даже раньше. Валютная ипотека показала свою несостоятельность как инструмент, в текущих условиях это большой риск как для клиента, так и для банков, отмечает замдиректора департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Андрей Точеный. ЮниКредит Банк не выдает ипотеку в валюте с начала 2015 года, в Росбанке, Нордеа Банке, «ДельтаКредите», Транскапиталбанке нет валютных кредитов с конца 2014 года, в Банке Москвы — с 2012 года, в «Уралсибе» и Абсолют Банке — с 2009 года. Промсвязьбанк также отказался от валютной ипотеки из-за высоких рисков как для банка, так и для клиентов при долгосрочном кредитовании, пояснила пресс-служба банка в ответ на запрос РБК.
Из банков, которые входят в 30 крупнейших по объему выданных ипотечных кредитов (по данным Frank Research Group на 1 декабря 2015 года), кредит в долларах и евро можно взять лишь в двух кредитных организациях — Московском кредитном банке и банк «Санкт-Петербург», отмечает генеральный директор Frank RG Юрий Грибанов.
В первом валютная ипотека доступна лишь отдельным заемщикам: в call-центре банка подтверждают, что взять кредит в валюте можно, но все условия по нему обсуждаются только индивидуально. «На протяжении последних лет возможность взять ипотеку в евро или долларах была востребована лишь единичными заемщиками из числа VIP-клиентов», — поясняет начальник управления ипотечного кредитования МКБ Ирина Простакова. По ее словам, за 2015 год банк выдал 3 кредита в валюте. При этом все ипотечники относились именно к категории VIP-клиентов, а сейчас эта программа закрыта, подчеркивает Простакова. По ее словам, сейчас эта программа не работает.
Банк «Санкт-Петербург», предлагает валютные кредиты неограниченному кругу потенциальных заемщиков и предъявляет к ним те же требования, что и по рублевым кредитам: наличие гражданства РФ, постоянной работы и дохода, возраст от 18 до 60 лет. При этом ставки по этим кредитам — запретительные. Самую низкую ставку (15,25%) по валютному кредиту в банке СПБ можно получить по кредиту в евро, выданному на покупку квартиры на вторичном рынке. Самую высокую — по кредиту в долларах на покупку дома (17%). При этом средневзвешенная ставка по ипотеке в валюте составляет 10,5% (данные ЦБ на 1 января 2016 года), в рублях — 13,34%. В 2015 году банк также выдал единицы таких кредитов. «По сути это заградительные ставки. Валютная ипотека — непопулярный продукт, за прошлый год мы выдали единицы таких кредита», — поясняет директор дирекции розничного бизнеса банка «Санкт-Петербург» Марина Гориловская.
«Я уверен, что число клиентов по валютной ипотеке почти на нуле, никто не согласится на такую ставку», — считает Грибанов. Высокая ставка обусловлена нормами ЦБ, говорит заместитель гендиректора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. С начала 2015 года ЦБ резко повысил требования по созданию резервов под валютную ипотеку, напоминает он. «Размер резервирования по ним теперь составляет около 300% (по рублевой ипотеке — 100%). Значит, рентабельность валютной ипотеки должна быть втрое выше, чем рублевой, иначе это просто невыгодно банку», — заключил Буздалин.
Кроме МКБ и банка «Санкт-Петербург», валютную ипотеку по-прежнему предлагают некоторые небольшие банки за пределами первой сотни по размеру активов. Эти программы присутствуют в их продуктовой линейке, информация есть на сайтах банков. Проблема та же — высокие ставки. Например, в московском Центркомбанке (196-е место по размеру активов) ставки по ипотеке в валюте могут составлять от 12 до 28% — в зависимости от дохода заемщика. А максимальный срок, на который можно взять этот кредит — 7 лет.
Во владимирском Владпромбанке (343-е место) ставка по валютному кредиту на покупку жилья составляет 16%, а срок кредита не может превышать 5 лет. В барнаульском Тальменка-банке (513-е место) ставки от 11%, однако ипотеку в валюте можно взять только на полгода. Набор документов тот же, что и в банке «Санкт-Петербург». На вопрос корреспондента РБК, нужно ли иметь доход в валюте, чтобы взять такой кредит, операторы call-центров всех трех банков отвечают отрицательно. «И доллар, и евро, и рубль — свободно конвертируемые валюты, проблем не должно быть», — говорит консультант Центркомбанка. «Главное, чтобы доход подтверждался документами, валюта значения не имеет», — поясняет представитель call-центра Владпромбанка.
Самые низкие ставки по ипотечным кредитам в долларах и евро дает Джей энд Ти Банк (187-е место по размеру активов): 10-10,5%. Правда, ипотеку можно получить лишь на покупку частных домов в коттеджном поселке Домодедово Таун. Только в этом банке оператор call-центра всячески отговаривал корреспондента РБК от ипотечного кредита в валюте: «Вы осознаете риски? А что, если рубль подскочит до 150 рублей? Я бы никому не советовал брать ипотеку в долларах и евро». Хотя здесь также доход в валюте — не обязательное условие для получения такого кредита.
Слова Простаковой из МКБ о том, что такие кредиты доступны только крупным клиентам банков, подтверждает статистика ЦБ. Если в 2008 году средний валютный кредит на покупку жилья составлял 5,6 млн руб. на средний срок 16,5 лет, то в 2015 году средняя сумма эквивалентна 43 млн руб., а средний срок — 3,5 года. Гендиректор НАФИ Гузелия Имаева считает, что в 2015 году займы в долларах и евро брали лишь те, кто имеет доход в валюте — экспаты, сотрудники международных компаний. Такого же мнения придерживается и Грибанов из FRG. «Можно также предположить, что среди наших сограждан есть те, кто надеется на существенное укрепление рубля, но вряд ли их много», — считает заместитель гендиректора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.