28 апреля 2016
3045
поделитесь с друзьями

Ян Арт: Валютная ипотека не имеет смысла как продукт

Только ли Россия столкнулась с кризисом валютной ипотеки, есть ли будущее у этого вида кредитования и как можно решить проблему, корреспондент ФБА «Экономика сегодня» узнала у вице-президента Ассоциации региональных банков России Яна Арта.

- Ян Александрович, сегодня в России мы наблюдаем массу проблем, которые породила валютная ипотека. Люди, оказавшиеся в отчаянном положении, объединившись, выходили и перекрывали улицы, запускали макеты гробов по Москве-реке и Неве, устраивали флешмобы возле банков, пытаясь привлечь к себе внимание. Скажите, так происходит только в России?

К сожалению, нет. Россия далеко не первая страна, которая столкнулась с кризисом валютной ипотеки. Мы видели, как подобное происходило в Польше, а в Венгрии это привело даже к отставке правительства. Но, если в России валютных заемщиков все же не так много, то в названных странах 70-80% населения стали заложниками кредитов в валюте. Очень большое количество ипотечных кредитов было выдано в евро, злотых и даже в швейцарских франках, что еще страшнее.

- Чем же швейцарские франки так страшны?

Потому что злоты и евро соотносятся по курсу, а швейцарский франк в одно время взлетел и зафиксировался на этой отметке. В названных странах валютная ипотека была настоящей трагедией, учитывая то количество населения, которое попало в нее. Вот и в России мы тоже видим неприятности.

- Что вы скажете о будущем валютной ипотеки?

Валютная ипотека не имеет смысла как продукт. Я очень надеюсь, что валютной ипотеки в России не будет, так как это очень сомнительная программа. Огромные риски, как для заемщиков, так и для банков. Сейчас получается некорректная ситуация, когда валютные заемщики просят у банков снизить ставку, те говорят: «Нет, извините, вы и так платили меньше по ставке, чем рублевые заемщики». То есть, когда таким клиентам банка предоставляли льготы, им нравилось, а сейчас, понятное дело, уже не нравится. Но это был исключительно их выбор.

- То есть, валютные заемщики сами создали себе проблему и пусть сами же ее и решают, не ожидая ни от кого помощи?

Нет, я сторонник того, чтобы найти какой-то вариант решения существующей проблемы. Но, поймите, валютным заемщикам невозможно сделать льготный курс, по крайней мере, 30 рублей за доллар. Точно также, как и то, что людям нельзя сказать: это ваша проблема, разбирайтесь с ней сами. Это тоже нереально, так как за этими проблемами стоят живые люди - семьи, дети, старики… Не выкидывать же их на улицу.

- Какие же пути решения проблемы есть?

Я думаю, правильно было бы запретить валютную ипотеку, либо сурово ее ограничить в данном моменте на ту сумму, по тому курсу, что был до девальвационного прыжка. Посчитать и поделить на троих: треть оставить все-таки заемщику, треть пусть банк списывает и надо, чтобы еще треть субсидировало государство. Считаю, что это было бы посильно для всех. К сожалению, когда мы вступали в переговоры с заемщиками (правда, это было сразу после 2014 года) и предложили такую схему, то ответ от группы валютных заемщиков был таким: «Это несерьезно». Через год их мнение изменилось и они стали согласны, но момент упущен - надо было соглашаться сразу.

От редакции:

Сегодня в Москве валютные ипотечные заемщики вновь пытались привлечь внимание к своей проблеме. Они направили обращение к депутатам ЕР, в котором сказано, что "банки, не изыскав все варианты решения проблемы, подают в суд, а суды принимают решения в пользу банков, как будто банки действительно добросовестные кредиторы, а не циничные ростовщики, воспользовавшиеся невнимательностью власти и беззащитностью гражданина».

По экспертным оценкам Банка России по состоянию на начало 2015 года количество валютных ипотечных заемщиков составляло порядка 50 000 человек, а в совокупности с членами семей таких граждан – более 150 000 человек. Основной объем сосредоточен в двух столицах нашей страны. На сегодня – по экспертным оценкам эта цифра составляет порядка 100 000 человек.