31 октября 2011
2713
поделитесь с друзьями

Заемщики, которые не смогли вернуть кредит, больше не ссылаются на кризис как причину своих финансовых проблем

Заемщики, которые не смогли вернуть кредит, больше не ссылаются на кризис как причину своих финансовых проблем. Теперь они просто не хотят платить банку, говорится в исследовании коллекторского агентства "Секвойя Кредит Консолидейшн". Банкиры же уверены, что для борьбы с проблемными долгами нужно активнее наращивать кредитный портфель и публиковать фамилии злостных должников в СМИ.


"Секвойя Кредит Консолидейшн" провела исследование влияния кризиса на поведение российских должников и выяснила, как на самом деле кризис и его последствия повлияли на должников и их платежное поведение. Результаты исследования, как и замедление роста общего объема просроченной задолженности по банковским кредитам в 2010 году, указывают на то, что кризисные явления как таковые стали оказывать меньшее влияние на поведение должников. Теперь должники гораздо реже используют "кризис" как оправдание просроченной задолженности по кредиту. Тогда как в 2009 году самым популярным аргументом для невозврата среди должников был именно "кризис" и вызванные им "финансовые трудности": доля должников, которые при разговоре с коллекторами ссылались на финансовые трудности, составляла 44%, - то в первом полугодии 2010 года количество таких должников сократилось до 30%.

"Сегодня должники меньше указывают "кризис" как причину просрочки по кредиту, - признает заместитель генерального директора коллекторской компании "Секвойя Кредит Консолидейшн" Ирина Поддубная. - Но это не мешает им находить другие причины: кто-то заболел, переехал, умер, сменил работу, появились внеплановые траты или просто нет денег". По мнению г-жи Поддубной, если человек не хочет платить, он найдет любую другую причину, кроме кризиса, так что число злостных неплательщиков вряд ли сократится после кризиса.

"Несмотря на это, мы уже ощущаем, что число предложений выкупить проблемные кредиты у банков растет медленнее: если в 2009 году их число подскочило вдвое - до 2,5 млрд долл., то в этом году мы ожидаем небольшой рост - до 3 млрд долл.", - отметила Ирина Поддубная. По ее словам, это связано с тем, что банки пока не очень активно выдают кредиты, так что и свежей просрочки ожидать не стоит.

Официальная динамика просрочки также особого позитива не внушает. По данным обзора банковского сектора ЦБ, во втором квартале просроченная задолженность выросла почти на 6%, до 1,1 трлн руб., хотя в июне ее объем немного сократился - на 5 млрд руб.

Однако глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков считает, что как раз увеличение объемов кредитования спасет сектор от роста проблемных кредитов. "Если вспомнить кризис 1998 года, когда доля просрочки была примерно на сегодняшнем уровне, то можно предположить, что и в этот раз доля просрочки сократится до докризисного уровня - года через два", - полагает Анатолий Аксаков.

Еще одна мера для снижения просрочки, которую предлагает г-н Аксаков, - публиковать списки злостных должников в СМИ, чтобы не только банки были в курсе, но и вся страна знала имена своих "героев".