Минтруд внес законопроект о продлении программы маткапитала
При продлении программы маткапитала до 2018 года правительство будет индексировать сумму выплат по фактической инфляции, следует из законопроекта Минтруда. Само же продление объясняется прогнозом остановки роста рождаемости к 2020 году и убежденностью ведомства в успехах финансового стимулирования демографических процессов.
Минтруд внес в правительство законопроект о продлении программы материнского капитала на два года. Он согласован с ведомствами, в том числе с Минфином, заявлял ранее глава ведомства Максим Топилин. Как следует из пояснительной записки, размер выплат должен составить в 2017 году 480 тыс. руб., в 2018 году — 505 тыс. руб., исходя из нынешних данных Минэкономики о прогнозной инфляции (6% и 5,1% соответственно). В 2016 году выплаты индексироваться не будут.
Программа была начата правительством в 2007 году — по ФЗ-286, который устанавливал меры дополнительной господдержки семьи, правом на получение сертификата обладали родившие или усыновившие второго ребенка. Законом были установлены размер маткапитала (250 тыс. руб.) и обязательства его ежегодной индексации по фактической инфляции. К 2015 году выплаты из-за инфляции выросли почти вдвое - до 453 тыс. руб.
Тратить их изначально разрешили на выплату ипотеки, обучение детей или на накопительную часть пенсии. Впрочем, заморозка перевода накоплений снижает привлекательность последнего направления — наиболее популярным способом использования средств является выплата ипотеки.
По состоянию на 1 ноября 2015 года за 2007-2015 годы сертификаты на маткапитал получили более 6,5 млн семей - это около 90% численности рожденных после 1 января 2007 года вторых, третьих и последующих детей, при этом 4,79 млн семей (54,5%) уже обратились за использованием данных средств. За средствами сертификата обращаются 750 тыс. человек в год, поэтому расходы федерального бюджета составят в 2017 году 324,2 млрд руб., в 2018 году — 340,6 млрд руб. При этом, по оценке Минтруда, сумма накопленных неисполненных обязательств (то есть средств для граждан, не обращавшихся за ними), в 2015 году составит 1,4 трлн руб., в 2016-м — 1,5 трлн руб., в 2017-м — 1,7 трлн руб., в 2018 году — 1,8 трлн руб.
Основная причина продления программы, по мнению авторов документа, "сохранение позитивных демографических тенденций". Анализ ситуации за восемь лет показывает, что рождаемость в этот период существенно выросла — число родившихся увеличилось на 31,2%, с 1,48 млн человек в 2006 году до 1,94 млн в 2014 году. Коэффициент рождаемости увеличился на 34%, с 1,31 в 2006 году до 1,75 в 2014-м, а доля вторых и более рождений возросла с 41,2% в 2007 году до 55,8% в 2014-м.
Но с 2010 года сокращается численность женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), на долю которых приходится примерно 60% всех рождений. В 2010-2014 годах она снизилась на 1,5 млн человек - и согласно прогнозу Минтруда, будет снижаться до 2023 года (на 3,2 млн человек). Наибольшие объемы снижения (по 600-500 тыс. человек в год) придутся на 2016-2019 годы. За этот период сокращение составит 2,2 млн человек. В результате рост суммарного коэффициента рождаемости перестанет компенсировать сокращение численности женщин репродуктивного возраста. За январь--июнь 2015 года родилось 926,8 тыс. детей, что уже на 5,7 тыс. (0,6%) меньше, чем за тот же период 2014 года. В дальнейшем прогнозируется сокращение числа родившихся — при высоких показателях смертности это вернет РФ к естественной убыли населения.
Пояснительная записка указывает и на высокую оценку полезности маткапитала населением. Но позицию Минтруда поддерживает только часть экспертного сообщества (подробнее см. "Ъ" от 4 декабря) — по мнению некоторых демографов, ведомство преувеличивает значение финансовых мер для стимулирования рождаемости.