КС РФ определит судьбу залогов при передаче «старых» долгостроев другим девелоперам
Конституционный суд (КС) РФ проверит нормы закона о банкротстве, согласно которым передача новому застройщику проекта-долгостроя, начатого до введения летом 2019 года обязательного использования эскроу-счетов, происходит без согласия залоговых кредиторов и без выплаты им компенсаций за аннулированный залог, свидетельствует картотека суда.
Поводом для этого стал запрос Верховного суда (ВС) РФ, на рассмотрении которого находится два спора о правах залоговых кредиторов в случае передачи долгостроя региональным фондам защиты прав дольщиков. Один из них касается ситуации со строительством в Уфе жилого комплекса "Миловский парк". Продажа квартир там стартовала в 2013 году, в 2016 году Сбербанк выдал застройщику ООО "КилСтройИнвест" два кредита на общую сумму около 70 млн рублей, обеспечены они были в том числе залогом права аренды на один из участков. Но строительство домов затянулось, и многие покупатели до сих пор ждут своих квартир, а застройщик до конца не рассчитался со Сбербанком, задолжав ему около 40 млн рублей с учетом процентов и штрафов, следует из материалов арбитражного суда.
Летом 2017 года кредиторы инициировали дело о несостоятельности застройщика, а в феврале 2020 года "КилСтройИнвест" был признан банкротом. После этого достроить проблемный объект решила учрежденная региональными властями НКО "Фонд Республики Башкортостан по урегулированию обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства".
В соответствии со статьей 201.10 закона о несостоятельности, передача долгостроя возможна с согласия залоговых кредиторов, которые не являются дольщиками, либо если у застройщика-банкрота нет таких кредиторов вовсе, либо если участники строительства или третьи лица (например, фонд — ИФ) внесли на депозит суда сумму в размере не менее 60% долга перед залоговым кредитором.
Однако, удовлетворяя просьбу фонда, Арбитражный суд Башкортостана, счел, что это правило не применяется к "старым" долгостроям, которые начали возводиться до реформы и первый договор долевого участия в таких проектах заключен до 1 июля 2019 года. Это правило появилось летом 2019 года, и предусмотрено пунктом 14 статьи 16 ФЗ-151. С этим согласились апелляция и кассация. В результате Сбербанк остался и без залога, и без компенсации, его долг мог быть учтен как незалоговый в реестре требований к самому застройщику с минимальными шансами на погашение. Банк обратился в ВС РФ, чтобы оспорить решения нижестоящих судов.
ВС принял его жалобу к рассмотрению, а сам попросил КС проверить упомянутые нормы на соответствие Конституции РФ. ВС обратил внимание на то, что такой подход ухудшает положение не являющихся дольщиками залоговых кредиторов, перечень которых очень широк. Помимо банков, кредитовавших строительство, в их число попадают и покупатели нежилых помещений, все покупатели-юрлица, вне зависимости от того, приобрели они жилое или некоммерческое помещение.
До лета 2019 года не было правил о прекращении залога в случае передачи долгостроя региональному фонду, а потому контрагенты застройщиков не могли их учесть, полагает ВС РФ. Обратная сила этой нормы лишила их возможности получить приоритетное удовлетворение своих требований, "на что они справедливо рассчитывали, вступая в отношения с застройщиком".
Описанный подход действительно делает более выгодной для фонда достройку проблемного объекта, повышает эффективность гарантий для дольщиков-граждан, признает ВС РФ, но подчеркивает, что интересы одной стороны отношений не могут приноситься в жертву интересам другой, тоже не нарушавшей закон.
По мнению ВС, сложившийся подход имеет признаки нарушения конституционно-значимого принципа недопустимости придания обратной силы нормам, ухудшающим положение лиц, а также "признаки лишения права собственности в широком смысле, так как оставляет залогодержателей без возможности получить какое-либо реальное удовлетворение требований". Шанс на то, что застройщик в будущем погасит ничем не обеспеченный долг, невысок. ВС напомнил, что, как правило, застройщики не имеют какого-то другого ликвидного имущества помимо земельного участка и возводимого объекта. А последние передаются новому застройщику или фонду.