Застройщики ждут понимания со стороны Центробанка
6–8 июня в московском «Президент-отеле» прошел Международный бизнес-форум недвижимости. Мероприятие, одним из организаторов которого стал Минстрой, заинтересовало игроков строительного рынка из нескольких десятков российских регионов и 15 стран. 7 июня на форуме состоялась панельная дискуссия «Россия как равноправный игрок на всемирном рынке недвижимости». Несмотря на то что в ходе дискуссии вроде бы должны были обсуждаться пути выхода российских строителей на международную арену, все свелось к обсуждению проблем внутреннего рынка и поиску взаимопонимания между бизнесменами-строителями и представителями финансовых властей.
«Почему Россия не стала ключевым игроком на рынке международной недвижимости? — задался вопросом в своем выступлении президент ГК "Мортон" Александр Ручьев. — Потому что у российских застройщиков нет доступа к длинным дешевым деньгам». Он привел в пример свое участие в недавнем конкурсе застройщиков во Вьетнаме. Привлекая финансирование, местная компания имела возможность взять банковский кредит на 25 лет под 3% годовых. Российский же ВТБ предложил «Мортону» кредит на 10 лет под 6%. Кто выиграл конкурс, догадаться нетрудно. «Внешние рынки нам недоступны», — резюмировал Ручьев.
Он рассказал, что очень дорого привлекать финансирование под строительство и на внутреннем рынке (не секрет, что из-за дороговизны процесса застройщики возводят объекты недвижимости не на собственные, а на заемные средства). «Мы работаем более 20 лет в столичном регионе. В кризис спрос падает, но при улучшении экономической ситуации быстро отыгрывает обратно. И хотя сейчас — "дно" и по цене, и по спросу, в конце года будут позитивные изменения. Однако падение спроса и ограничение доступа к заемным деньгам приводит к тому, что мы не можем входить в более длительные, долгосрочные проекты», — отметил Ручьев.
Другая проблема состоит в том, что на себестоимость возводимых объектов недвижимости сильно влияет стоимость металлов — цены на арматуру на внутреннем и европейском рынках сравнялись. Подорожали и инертные материалы: транспортная составляющая себестоимости строительства увеличилась в два раза — из-за ввода системы «Платон», пересмотра нормативов по нагрузке на ось большегрузных автомобилей. В итоге, к сожалению, проигрывает покупатель. «Никуда, кроме как на конечного потребителя, эти издержки перенести нельзя. Цены вырастают и на жилье, и на коммерческую недвижимость», — пояснил Александр Ручьев.
Александр Ручьев, президент ГК «Мортон». Фото: Алексей Совертков / Русская Планета Зампред ЦБ Александр Торшин в ответном слове сообщил, что относительно денежно-кредитной политики он сказать ничего не может, поскольку в преддверии принятия решения по ключевой ставке не имеет права этого делать. Однако добавил, что ЦБ уделяет большое внимание недвижимости. «Рынок ипотеки развивается — кроме досадных недоразумений с валютной ипотекой. Но мы ищем возможности и индивидуальный подход для урегулирования проблемы в каждом конкретном случае», — сообщил замглавы Банка России.
Продолжая рассуждать на тему доступности жилья для населения, Торшин сделал любопытное утверждение. «Если бы СССР не развалился, программа "Жилье-2000" была бы выполнена. Пусть не полностью, но процентов на 85. В ходе реализации программы стало очевидно, что квадратный метр в Кабардино-Балкарской Республике и квадратный метр в Сибири — разные по своей цене и по затратам. Тем не менее на момент распада Союза программа была выполнена на 40%», — сказал зампред Центробанка.
Отрасль строительства жилья и коммерческой недвижимости в современной России, по мысли Александра Торшина, должна развиваться не менее органично, даже несмотря на то что в сегодняшних реалиях, по его словам, «никто никому ничего не должен». Сетуя на невысокую доступность жилья для покупателей, банкир привел пример новеньких многоэтажек — полностью построенных, но в которых, по его наблюдениям, не горят окна: дома стоят нераспроданными. «Люди ждут — еще подешевеет», — посетовал замглавы ЦБ, добавив, что в этой ситуации застройщики сами должны идти навстречу: например, предлагать покупателям схему покупки квартир в рассрочку.
Застройщики с такой постановкой вопроса, разумеется, не согласны, настаивая на фундаментальном решении вопроса доступа к кредитным средствам. Если Банк России так заботится о доступности жилья для населения — то это главное, что он способен сделать.
«ЦБ должен пересмотреть свою ключевую ставку, он должен сделать ее более низкой (сейчас 11%. — РП.). Мы считаем, что ключевая ставка должна быть сегментирована, для разных направлений она должна быть разной. Например, для комплексной застройки, для промышленности ключевая ставка должна составлять 3–4%, для того чтобы нам, потребителям, кредит обходился не более 5–6%», — говорит РП Александр Ручьев.
Снижение ключевой ставки облегчило бы жизнь и застройщиками, и покупателям недвижимости: снизилась бы как себестоимость, так и конечная цена недвижимости. Но для такого изменения ключевой ставки необходимо волевое политическое решение, на которое нынешнее руководство ЦБ, судя по всему, не способно.