31 марта 2016
2936
поделитесь с друзьями

Игорь Зелезецкий: У рынка секьюритизированных бумаг в РФ светлое будущее

Агентство кредитных рейтингов (АКРА) раскрыло на своем сайте методологию рейтингования банков, и всю свою русифицированную методологию предложило для обсуждения рынку. Об этом заявила на встрече ассоциации менеджеров 31 марта 2016 года, состоявшейся на Московской бирже, генеральный директор АКРА Екатерина Трофимова. Она сообщила, что создание АКРА — это проект, призванный не заменить рейтинговые агентства «большой тройки», а создать понятный рынок выставления рейтингов в России.

«При этом дочерние компании „большой тройки”, работавшие в России, в общем-то, никуда из России не делись», — отметила спикер. Она напомнила, что «тройка» отозвала 140 рейтингов, выставленных российским компаниям по национальным шкалам, но многие эмитенты даже этого и не заметили, так как не пользовались этими рейтингами.

Кадровый риск — основной для работы рейтингового агентства, поэтому сейчас сотрудники созданного в декабре 2015 года АКРА быстро обучаются. При этом в агентство приходят резюме от людей из очень далеких от России стран, например из Австралии. В то же время эти специалисты — не эмигранты из бывшего СССР, а люди, которые сейчас даже по-русски не говорят. Екатерина Трофимова посетовала, что на момент создания АКРА в мире не было ни одного русскоязычного методолога в области составления рейтингов, и всего лишь один специалист по комплайенс-контролю, владеющий русским языком.

Хорошо то, что АКРА создавалось уже после вступления в силу закона о создании национального рейтингового агентства. С первого дня АКРА пытается донести до общественности, что изменения в области рейтингового бизнеса касаются не только отношений между рейтинговыми агентствами, а всех сфер экономики.

Очень часто говорится о том, что изменения в регулировании финансового рынка, приведшие к созданию АКРА, произошли на фоне введения санкций против России. Екатерина Трофимова позволила себе с этим не согласиться. По ее словам, в сентябре 2013 года в России возник мегарегулятор, и среди прочих его обязанностей появилась запись о том, что Банк России теперь отвечает и за регулирование рейтинговых агентств. До этого регулированием этой сферы занимался Минфин. Процедура была простой, заявочно–аккредитационной, министерство вело реестр агентств. Никаких проверок компаний, занимающихся рейтингами, Минфин не проводил, отметила Трофимова.

Кроме того, она напомнила, что в 2008–2009 годах было много обвинений в адрес рейтинговых агентство в том, что неправильно выставленные рейтинги и спровоцировали кризис в облигациях сегмента subprime в США, а потом и во всем мире. Поэтому в 2013 году наш ЦБ пришел к понимания того факта, что рынок рейтинговых агентств в России — это самый крупный нерегулируемый рынок в мире. А рейтинги — это инфраструктура, такая же, как электрические сети, уверена Екатерина Трофимова. Поэтому ЦБ взял за основу нашего законодательства регулирование этой отрасли в континентальной Европе, а не в США.

При этом крупнейший рынок после России в границах бывшего СССР — это Казахстан. Но в законодательстве этой страны есть требование, что в составе рейтингового комитета должны быть сторонние люди — например, брокеры и представители биржи. Эти люди должны принимать участие в выставлении рейтингов. А для российского законодательства это недопустимо. Поэтому большой вопрос, будет ли АКРА работать в Казахстане, хотя сам рынок этой страны интересен, заявила глава агентства.

Рейтинговые агентства не дают советов, но Трофимова позволила дать российскому рынку совет: провести ревизию тех рейтингов, которые сейчас финансовый рынок использует в своей работе, а также проанализировать сделки, проводимые сейчас в каждом банке или компании. И подумать, как эта ревизия отразится на тех обязательствах, которые банки сейчас держат в своем портфеле и обязательствах перед контрагентами.

Трофимова отметила, что не верит в то, что, например, ломбардный список ценных бумаг, которые ЦБ принимает в залог от банков по операциям репо, возьмет и поменяется в один день после начала рейтинговая от АКРА. Скорее всего, какое–то время, наверное до середины 2017 года, будут существовать два параллельных списка — старый и с рейтингами АКРА.

У многих участников российского рынка возникает вопрос, есть ли будущее у рынка секьюритизации в России. Управляющий директор АКРА Игорь Зелезецкий отметил, что регуляторы США и Европы делают очень многое для восстановления этого рынка. К тому же он уверен в том, что у секьюритизированных бумаг гораздо выше прозрачность, что увеличивает защиту инвесторов, чем у обычных облигаций. Спикер выразил сожаление, что в ходе двух кризисов очень многие специалисты отечественного рынка секьюритизации, делавшие выпуски облигаций секьюритизированной ипотеки в 2007–2011 годах, с рынка ушли и что очень много было брошено камней в адрес Агентства ипотечного и жилищного кредитования (АИЖК), занимающегося сейчас секьюритизациией ипотеки. Но именно ИТ-платформа и методология АИЖК по секьюритизации ипотеки позволяет мастер-сервису в Москве знать о дефолте эмитента во Владивостоке уже на следующее утро, отметил Зелезецкий. Он уверен, что у рынка секьюритизированных бумаг в России светлое будущее, и оно не за горами.

В заключение Екатерина Трофимова напомнила, что рейтинговое агентство не синоним агентства детективного, и оно не ведет слежку за своими клиентами, а работает на основе открытой информации. Поэтому дефолты у клиентов рейтинговых агентств — это нормальное явление.