ДОМ.РФ запланировал два выпуска «зелёных» облигаций в 2022 году
В 2022 году ДОМ.РФ планирует разместить два выпуска «зелёных» облигаций, рассказала на Всероссийском молодежном экологическом форуме «Экосистема» директор по устойчивому развитию ДОМ.РФ Марина Слуцкая.
В частности, в ноябре Институт развития собирается выпустить первые в России «зелёные» ипотечные облигации. Полученные в результате денежные средства пойдут на рефинансирование жилищных кредитов в «зеленых» домах — с классом энергоэффективности, А, А+, А++. В перспективе к ним добавятся объекты, получившие сертификат соответствия будущему «зеленому» стандарту ГОСТ Р, который ДОМ.РФ разработал совместно с Минстроем России. Сейчас он ожидает принятия Росстандартом.
«В России пока практически нет отдельных средств инвесторов, выделенных на то, чтобы вкладываться в «зелёные» и «социальные» активы. Тем не менее ДОМ.РФ принимает решение отдельно маркировать выпуски таких облигаций, размещенные своими организациями. Это сложнее, дороже, это дополнительные издержки на верификацию, но мы делаем это, чтобы в том числе обращать внимание, что данные средства идут «в правильное русло». Таким образом Институт развития готовит рынок, который в будущем сможет давать премию для «зелёных» и «социальных» бумаг, чтобы появился класс инвесторов, намеренно жертвующих доходностью во имя идей, которые стоят за размещениями», — отметила Марина Слуцкая.
Она также подчеркнула, что и институты развития, и банки несут определенную ответственность за реализацию ESG-повестки, поскольку могут влиять на денежные потоки, которые достаются тем или иным секторам экономики. Например, при отдельных решениях регуляторов у них может появиться возможность давать преимущества по кредитам, которые направлены на «зелёное» строительство. Сегодня лишь около 3% всего жилого фонда России — дома энергоэффективности класса, А и выше. В строящихся объектах этот показатель больше — порядка 25%, но этого все равно недостаточно для достижения углеродной нейтральности.
«Экология — не издержки, а инвестиции. Бывает, бизнес принимает решение отказаться от сиюминутной выгоды в пользу долгосрочного преимущества, которое зачастую возникает не у предпринимателей, а у населения и государства. Из полезного и не слишком капиталоемкого, что могут предпринять компании, стоит также выделить обучение. Это плюс для молодежи, это инвестиция бизнеса в себя — от качества будущих кадров зависит и качество работы, результаты компаний», — добавила эксперт.