Инфраструктурное финансирование и модернизация ЖКХ
Инфраструктурное финансирование и модернизация ЖКХ
С каждым днем наша страна все более напоминает Советский Союз. Все больший вес приобретает государственный сектор. Все меньше рыночных механизмов. На смену им приходят административно-командные "простые" механизмы ручного управления с той лишь разницей, что во времена советской экономики аппарат ЦК составляли многочисленные специалисты, прошедшие серьезную школу реального сектора экономики, а сегодня- даже не завлабы, а политэкономы-теоретики капитализма, слабо связанные с реальностью. Российская экономика все больше становится сырьевой. Этот тренд особенно усилился после кризиса 2008-2009 гг., подтверждая тезис, что авторитаризм политической системы проявляется в виде ручного управления в экономике. Некомпетентность, а потому неспособность формировать обратные связи, подменяется метафизическим волевым подходом к управлению народным хозяйством. Административно-командная система тем и плоха, что в рамках ее нет отбора эффективных решений. Все они носят волюнтаристский характер, который рано или поздно приведет к социально-экономической , а в дальнейшем и к политической катастрофе. Вот и сфера ЖКХ. В который раз она становится предметом разбирательства со стороны властей. Опять звучат потрясающе простые в произнесении лозунги: рост тарифов - не более чем на 6 процентов (мир хижинам, война -дворцам, земля крестьянам, мир народам, вся власть- советам). Я пришел в Госстрой России в конце 1998 года, и слышал те же слова о реформировании ЖКХ, и те же слова слышу сегодня, спустя 15 лет. Зато стабильность.
ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В ЭТОМ КРИКЕ — ЖАЖДА БУРИ!
Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И ГАГАРЫ ТОЖЕ СТОНУТ, - ИМ, ГАГАРАМ, НЕДОСТУПНО НАСЛАЖДЕНЬЕ БИТВОЙ ЖИЗНИ: ГРОМ УДАРОВ ИХ ПУГАЕТ.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет... Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:
— Пусть сильнее грянет буря!..
До тех пор, пока сфера ЖКХ не станет частью нормальной рыночной экономики, а не ареной для популизма, наша экономика будет хромающей уткой. Не имейте иллюзий, господа принимающие решения. Цифра 6 процентов должна быть следствием анализа, а не анализ, подогнанный под цифру.
Я уже выходил с предложением о трансформации «Фонда содействия реформирования ЖКХ», о превращении его из инструмента распределения халявных бюджетных денег в реальный оператор на рынке ЖКХ. До тех пор пока мы не откажемся от прямого финансирования ЖКХ за счет бюджетов, мы никогда не сможем реформировать жилищно-коммунальное хозяйство. Следует рассматривать бюджетные вложения как стартовый капитал, запускающий механизмы ГЧП подобно тому как АИЖК запускала ипотечное жилищное кредитование. Я уже направлял свои предложения в адрес Елены Николаевой, я обсуждал эти предложения в Фонде с участием К.Г.Цицына, и даже была сформирована рабочая группа под председательством В.М.Талалыкина (заместителя Цицына), но уже прошел почти год, а рабочая группа так и не собралась ни одного раза, хотя все говорили, что предложения интересны. Эти предложения были сделаны по итогам обсуждения с Центром ГЧП ВЭБа, мы их готовили вместе с прекрасным специалистом Юрием Туктаровым. Я уверен, что проблемы ЖКХ и тарифов лежат в том, что не выстроена нормальная экономика в этом сегменте. Вот Мои предложения.
Справка о стратегии развития Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. (далее – Концепция) ставит ряд задач в жилищной сфере, в решении которых Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) может и должен сыграть роль государственного института развития, а именно:
- создание жилищного фонда социального использования, предоставляемого по договорам социального найма;
- разработка и внедрение института найма жилья;
- развитие специализированного государственного и муниципального жилищного фонда;
- модернизация жилищно-коммунальной отрасли и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
- создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилищного фонда.
Настоящая Справка посвящена стратегии развития Фонда, имея ввиду решение вышеперечисленных задач.
Ниже обосновывается модель, в рамках которой Фонд, являющийся в настоящее время институтом распределения государственных средств, преобразуется в финансовый институт развития.
1. Существующая (безвозвратная) модель
В настоящее время Фонд осуществляет предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Для обеспечения деятельности имущество Фонда формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере двухсот сорока миллиардов рублей, а также доходов, получаемых Фондом от размещения временно свободных средств.
2. Недостатки существующей модели
Создание Фонда является частичной и разовой мерой решения проблемы с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Фонду предоставлены средства, размер которых лимитируется на каждого субъекта Российской Федерации и является недостаточным для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а также для переселения граждан из всего аварийного жилищного фонда в объемах, вытекающих из целевых индикаторов Концепции. При этом Фонд действует только до 1 января 2012 года и затем подлежит ликвидации.
3. Желаемая (возвратная) модель
Фонд должен действовать для системного решения проблемы с капитальным ремонтом многоквартирных домов и переселением граждан из аварийного жилищного фонда. Для этого целесообразно Фонд ориентировать не только на предоставление финансовой поддержки, но и на развитие альтернативных источников финансирования, в том числе за счет привлечения инвестиций от частных инвесторов. В таком случае объем инвестирования можно увеличить многократно и довести его до уровня, который будет достаточным для решения поставленных перед Фондом целей, а также обеспечит условия для постоянного и возобновляемого финансирования создания нового и ремонта старого жилищного фонда.
4. Типы возвратной модели
Для решения поставленных целей Фонд на возвратных началах может финансировать создание и восстановление жилищного фонда социального назначения следующими способами: во-первых, путем предоставления займов заинтересованным организациям (органам); и, во-вторых, путем предоставления финансирования под возврат затраченных средств за счет платежей по договорам социального найма (аренды). В обоих названных случаях возникают денежные платежи в пользу Фонда, которые он может использовать для привлечения на фондовом рынке капитала по относительно низкой цене в силу значительного объема привлекаемых средств (повышенной ликвидности ценной бумаги) и максимальной диверсификации конечных плательщиков, которые находятся в разных регионах страны и заняты в разных отраслях экономики.
Характеристика желаемой модели
Для привлечения частных инвестиций деятельность Фонда должна быть направлена на обеспечение необходимых условий для возвратного и платного финансирования создания и восстановления социального жилья. Наличие действующего и отлаженного возвратного финансирования откроет возможности для участия в нем частных инвесторов, которые должны видеть наличие системы учета инвестируемых средств, а также эффективные механизмы обеспечения возврата предоставленного финансирования. Такие условия достигаются с помощью технической, организационной и финансовой поддержки со стороны Фонда.
5. Финансовая поддержка
Деятельность Фонда должна быть направлена на снижение финансовых рисков частных и государственных инвесторов. Фонд осуществляет свою деятельность не с целью получения прибыли, а с целью развития системы финансирования создания и восстановления социального жилья. Для стимулирования частных инвестиций Фонд может принимать на себя часть рисков финансовых потерь, которые могут возникнуть у частных инвесторов при покупке ценных бумаг, размещаемых для финансирования создания и восстановления социального жилья. Фонд может также предоставлять финансирование кредитным организациям, которые участвуют в кредитовании осуществления капитального ремонта и строительства жилищного фонда социального назначения.
6. Организационная поддержка
На развитых рынках капитала сформирован класс частных (институциональных) инвесторов, направляющих свои средства в социальное жилье. В первую очередь Фонд должен использовать базу инвесторов, которые имеют опыт инвестирования в жилищный фонд социального назначения, но помимо этого необходимо также создавать условия для появления такого рода инвесторов на российском фондовом рынке. Необходимо также провести организационную работу по приведению существующей системы предоставления и возврата финансирования к стандартам развитых рынков. По мере формирования российской базы инвесторов привлечение частных инвестиций в жилищный фонд социального назначения может также осуществляться и на российском фондовом рынке.
7. Техническая поддержка
Техническая поддержка Фонда состоит в разработке необходимых нормативно-правовых актов, а также стандартной договорной и технической документации, которая должна быть унифицированной для всех собственников социального жилья. На местном, региональном и федеральном уровнях должны быть созданы процедуры мониторинга и сбора платежей по предоставленным Фондом договорам займа (договорам социального найма). Должны быть разработаны процедуры возврата вложенных средств на создание и восстановление жилищного фонда социального назначения.
8. Способы финансирования
В настоящее время строительство и восстановление социального жилья через Фонд может финансироваться на фондовом рынке двумя специальными способами. В обоих случаях для снижения стоимости привлекаемого капитала используется денежный поток от социального жилья, который может быть в виде возврата предоставленных займов или платежей по договорам социального найма и (или) договорам аренды. Согласно первому способу Фонд от своего имени выпускает ценные бумаги, которые обеспечены денежным потоком от социального жилья, при этом Фонд также обеспечивает исполнение по таким бумагам всем прочим своим имуществом (балансовый способ финансирования). Второй способ отличается тем, что ценные бумаги выпускает здесь специально созданная компания, которой Фонд продает денежный поток от социального жилья для обеспечения исполнения обязательств по ценным бумагам (внебалансовый способ финансирования).
Выводы
Необходимое по объему финансирование создания социального жилья может быть основано только на совместном финансировании как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Ни один частный инвестор не сможет изменить существующую систему создания социального жилья, равным образом государство также не сможет в одиночку справиться с этой задачей. Участие государства будет стимулировать частных инвесторов к участию в системе финансирования создания социального жилья.
Фонд в результате реализации предложенных мер на местном и региональном уровне сможет сформировать систему возвратного финансирования создания социального жилья, а на уровне фондового рынка посредством выпуска ценных бумаг создаст возможности участвовать в таком финансировании для международных и отечественных институциональных инвесторов.
Предлагаемые меры направлены на повышение эффективности использования бюджетных средств, выделенных на создание социального жилья. В таком случае на одинаковый размер бюджетных средств может быть создан больший объем социального жилья, создание и финансирование социального жилья будет осуществляться на рыночных началах, при этом произойдет уменьшение рисков финансовых потерь для инвесторов в социальное жилье.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться