Будьте реалистами: требуйте невозможного
1Читайте блоги
специалистов
2Пишите
в собственный блог
3Комментируйте
интересный посты
  • Подписка на новые сообщения в блоге:
    Будьте реалистами: требуйте невозможного
    30 августа 201313:37
    поделитесь с друзьями

    Ипотека - дело моей жизни

    Рейтинг читателей
    23427
    0
    комментарии (0)

    Статс-секретарь - заместитель председателя Госстроя России, доктор физико-математических наук, профессор Владимир Пономарев: "ИПОТЕКА - ДЕЛО МОЕЙ ЖИЗНИ"
     
    В прошлом номере журнала мы сообщили о том, что в сентябре прошло несколько важных мероприятий, касающихся развития системы ипотечного жилищного кредитования (ИЖК). Наиболее значительным среди них стало заседание Правительства Российской Федерации, состоявшееся 6 сентября 2002 г. С вопроса о том, что происходило на этом заседании и каковы его последствия, началась беседа нашего корреспондента с заместителем председателя Госстроя России Владимиром Николаевичем ПОНОМАРЕВЫМ.
     
    - Это заседание без всякого сомнения можно назвать этапным. Правительство поставило задачу резко увеличить объемы ввода жилья до 70—80 млн кв.м. в год. То есть в ближайшие несколько лет необходимо увеличить объемы строительства в 2—2,5 раза и выйти на показатели РСФСР в 1987 г.
     
    Кроме того, было впервые констатировано, что завершены предварительный этап формирования нормативно­правовой базы функционирования системы ИЖК и предварительное внедрение системы ИЖК в регионах. Практически все заседание Правительства было посвящено технологии массового развития системы ИЖК в России.
     
    На заседании Правительства было принято решение максимально способствовать ускорению процедуры принятия Государственной Думой двух законопроектов, которые уже одобрены в первом чтении: «О внесении в некоторые акты законодательства Российской Федерации изменений и дополнений, направленных на развитие системы ипотечного жилищного кредитования (заимствования)», «Об ипотечных эмиссионных ценных бумагах». Помимо этого, всем заинтересованным министерствам и ведомствам поставлены задачи дальнейшего совершенствования нормативной базы ИЖК и прежде всего в части повышения доступности кредитов для населения и понижения рисков в системе ИЖК. В первую очередь должно быть реформировано налоговое законодательство в области налогообложения с целью улучшения налоговой ситуации как для граждан, так и для профессиональных участников ипотечного рынка.
     
     - Что означает «улучшение налоговой ситуации для граждан»?
     
    Речь идет о том, что средства, которые граждане вкладывают в качестве первичного взноса в систему ипотечного жилищного кредитования, будут освобождены от налоговых деклараций. Так же существенно понизится размер государственной пошлины при регистрации договоров ипотеки.
     
    - Получается, что заемщик вообще не должен декларировать свои доходы и объяснять, откуда взялись средства?
     
    Да, в этом конкретном случае совсем не должен декларировать. Единственным документом, подтверждающим расходы людей, является кредитный договор.
     
    - Вам не кажется, что это открывает широкую дорогу в ипотеку так называемому черному налу?
     

    Да, поскольку конечной целью этой меры является возможность ввести в реальный сектор экономики те средства, которые накопились в чулках­носках граждан и не работали на благо людей и на развитие государства. Но прямой опасности отмывания нелегальных доходов я здесь не вижу, поскольку речь идет не о крупных коммерческих структурах, которые вывозили — и вывозят — деньги из страны, а о нашем среднем классе, накопившем 5, 6 … 10 тысяч долларов для того, чтобы использовать их на черный день. Именно эти деньги, хранящиеся сейчас в долларовом эквиваленте и косвенно работающие на экономику США, должны начать работать на российскую экономику, на решение серьезных социальных проблем граждан России.
     
    - Но ведь в этой ситуации могут найтись подставные лица, которые заключат якобы ипотечный договор, а на самом деле будут отмывать деньги преступных группировок?
     

    Судя по аналитическим материалам, которые отражают объемы вывозимых из России капиталов — порядка 1 миллиарда долларов в месяц, — мы имеем дело совсем с другими цифрами. Еще раз хочу повторить, что мы рассчитываем привлечь деньги среднего класса, которые занимаются малым и средним бизнесом. Средняя квартира в Российской Федерации стоит (исходя из социальной нормы) порядка 500 тысяч рублей — 15 тыс. долларов. Как можно отмыть крупные объемы денег через вот такую стоимость квартир? Ведь освобождаются от налогов деньги физических лиц. Сколько же нужно взять подставных людей, чтобы отмыть крупные суммы денег?
     
    - То есть вы считаете, что это — ситуация взвешенного риска, когда положительный эффект во много раз превышает отрицательный?
     
    Да!
     
    - Тогда вернемся к вопросу о совершенствовании законодательной базы. Прошедшие три года показали, что создание и принятие законов проходит чрезвычайно медленно. Не может ли процесс модернизации ипотечного законодательства постепенно стать перманентным?
     
    Это действительно перманентный процесс по своей сути, поскольку идет становление системы ИЖК. Это совершенно новый механизм для России, учесть на этом пути все с самого начала невозможно. Нужен опыт регионов, нужна практика, в результате которой станет ясно, что еще необходимо доработать. Ничего страшного в затягивании этого процесса нет. Самое главное, что правовая база, обеспечивающая функционирование системы, уже сложилась. Поэтому нет препятствий на пути внедрения этой системы в практику. А совершенствование безусловно будет продолжаться. Сейчас оно направлено на понижение рисков, следовательно, на повышение доступности кредитов.
     
    - Как скоро пройдут остальные чтения Федеральные законы, внесенные в Государственную Думу?

    Мы надеемся, что до Нового года эти законы будут приняты и их подпишут и Совет Федерации, и Президент России.
     
    - Вскоре после упомянутого выше заседания Правительства состоялось еще одно мероприятие — VI международная конференция, посвященная жилью и недвижимости. Какие вопросы там обсуждались и какие решения были приняты?
     
    На эту конференцию собрались специалисты, которые обсудили различные аспекты, в том числе связанные и с системой ипотечного жилищного кредитования. Затрагивались важные вопросы, касающиеся развития жилищного фонда в Российской Федерации, что является важнейшей предпосылкой для развития системы ипотечного жилищного кредитования. Цель конференции — сверить часы между всеми специалистами, которые играют или будут играть на ипотечном рынке.
     
    На конференции высказывались разные точки зрения. Все единодушно согласились с тем, что наряду с развитием собственно системы ИЖК нужно больше внимания уделять вопросам инвестиций в строительство на основе механизмов, которые препятствуют нецелевому использованию средств и уменьшают риски для граждан, участвующих своими ресурсами в строительстве жилья.
     
    Специалисты впервые, может быть, так четко, ясно и единодушно поддержали идею активного развития рынка жилья. Состоялась определенная констатация тех тенденций, которые последние два года зрели и формировались, в том числе и в Госстрое России. Кроме того, все согласились, что нельзя допустить ситуацию, когда кредитные ресурсы граждан вкладываются непосредственно в жилищное строительство. Необходимо искать механизмы использования инвестиционных и кредитных ресурсов для развития рынка жилья, но так, чтобы не затрагивать средства населения.
     
    - В основу стратегии развития ипотечного жилищного кредитования должна быть положена федеральная целевая программа «Свой дом». Сегодня на момент нашей беседы она пока не утверждена. Какова ее судьба, в чем ее суть?
     
    В настоящее время Госстрой России совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ускорил работу по совершенствованию и модернизации этой — уже внесенной в Правительство — программы. В ней найдут отражение и базовые конкретные организационно­финансовые схемы, и стандарты федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, и перечень конкретных нормативных правовых актов, направленных на совершенствование законодательной базы ипотечного кредитования. Мы ждем утверждение этой программы к Новому году.
     
     - А она успеет войти в бюджет 2003 года?
     
     Уже сегодня, не дожидаясь утверждения программы, Правительство приняло принципиальное решение о достаточно резком увеличении объемов государственных гарантий по ипотечным обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, а также по увеличению уставного капитала Агентства в соотношении 10% от объема размещенных на финансовых рынках ипотечных облигаций.
     
    - Сколько это в численном эквиваленте?
     
    То, что сейчас заложено в бюджет — это 650 — 900 миллионов рублей в уставной капитал Агентства и 6,5 миллиарда рублей государственных гарантий.
     
    - Как следует из сказанного, работа федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию после довольно длительной стагнации вновь оживилась? Действительно это так? Как сейчас строится его деятельность?
     
    Во­первых, недавно произошло серьезное реформирование Наблюдательного совета Агентства, к руководству в нем пришел министр экономического развития и торговли Герман Греф. Тем самым резко повышен статус и престиж Агентства.
     
    Собственно говоря, развитию системы ИЖК долгое время препятствовало именно отсутствие интереса со стороны Минэкономразвития России. То, что с самого начала развитие ипотеки курировал Госстрой России, соответствует мировому опыту (например в США это направление курирует Министерство жилья и развития городов), поскольку конечным продуктом этой системы является жилье. С другой стороны, ИЖК — это механизм, влияющий на макроэкономические параметры через управление крупными финансовыми потоками, сравнимыми с бюджетом страны (заметим, что в США центральный элемент системы — американская национальная ассоциация ипотечного кредитования «Fanny Mae» имеет годовой оборот свыше триллиона долларов США, а она держит всего лишь треть американского ипотечного рынка). Россия в конце концов выйдет на подобные обороты. Следовательно, эти деньги будут напрямую влиять на стабильность экономического развития, на инфляцию, на состояние доходов граждан, на те факторы, которые определяют социально­экономическое развитие страны.
     
    Поэтому приход Германа Грефа является чрезвычайно важным для системы ИЖК. В Наблюдательном совете представлены четыре ведомства: Минэкономразвития России — Герман Греф и Андрей Шаронов; Минимущества России – Александр Браверман и Марат Загидуллов; Минфин России – Алексей Улюкаев, Евгений Елин; Госстрой России — Анвар Шамузафаров и я. На первом же заседании Наблюдательного совета был утвержден бизнес­план Агентства.
     
    Полгода назад к руководству Агентства пришел Александр Семеняка — чрезвычайно грамотный, опытный специалист в области операций на фондовом рынке. Там теперь формируется сильная команда менеджеров. Уже в этом году Агентство начало активно работать: идет подписание договоров со многими регионами РФ по выкупу закладных и формированию первичных ипотечных активов, которые должны стать обеспечением для выпуска облигаций Агентства.
     
    - Особняком во всех вопросах ипотечного кредитования, в том числе о деятельности Агентства, стоял Центральный Банк России. Все волны ипотечного прилива разбивались о его неколебимую позицию. Банки тормозят свое участие в ипотечном процессе из­за инструкций и нормативов Центробанка. Каким­-то образом удалось урегулировать эту ситуацию?
     
    Да, изменилась позиция Центрального Банка: из абсолютно пассивного наблюдателя ипотечного процесса руководство Банка России превратилось в заинтересованного сторонника. Это связано с успехами по внедрению системы ипотечного жилищного кредитования, а также с тем, что новое руководство Банка более внимательно стало отслеживать все изменения, касающиеся ипотеки. В настоящее время ведется активный диалог с начальником Департамента пруденциального банковского надзора А. Симановским, и в ближайшее время должен быть согласован перечень документов, которые необходимо принять Банку России для того, чтобы обеспечить деятельность банков на ипотечном рынке.
     
    - Ипотечный холдинг предполагает привлечение, помимо банков, самых разнообразных компаний, фондов и организаций. Какова сейчас ситуация в этой области, кто проявляет интерес к ипотечному кредитованию и готов инвестировать средства в программу ИЖК?
     
    Большой интерес проявляют компании, которые сами имеют крупные жилищные программы: Росэнергоатом, Газпром, «ЛУКОЙЛ». В последнее время большую активность начали проявлять ведущие российские страховые компании — Росгосстрах, Промышленно­Страховая компания (после прихода нового руководства ПСК мы надеемся на восстановление ее плодотворного сотрудничества с Госстроем России). Заметно активизировались негосударственные пенсионные фонды, в частности НПФ «Социальное развитие», зарегистрированный в Липецкой области, и т.д.
     
    - А как складываются взаимоотношения с Государственным Пенсионным Фондом? В свое время немало шума наделало сообщение, что часть средств Фонда может быть инвестирована в ипотечные ценные бумаги. Вы знаете, как это было воспринято, в частности в Государственной Думе...
     
    Уже подписан протокол о намерениях между федеральным Агентством и руководством Государственного Пенсионного Фонда об инвестировании части его средств в облигации Агентства, обеспеченные ипотечными активами. На заседании Правительства 6 сентября дано поручение по созданию нормативных основ для этой деятельности.
     
    Я хотел бы особо подчеркнуть, что в этих операциях нет и не будет никакого риска для Пенсионного Фонда. Ипотечные бумаги обладают высоким рейтингом надежности, поскольку, с одной стороны, они обеспечены правами требования по ипотечным кредитам, т.е. платежами людей, а с другой стороны, залогами жилой недвижимости, которая относится к категории ликвидного обеспечения, не говоря уже о том, что это бумаги, обеспеченные государственными гарантиями.
     
    Возможное вложение средств Государственного Пенсионного Фонда в ипотечные ценные бумаги не противоречит тому, что происходит во всем мире: основными держателями ипотечных ценных бумаг практически во всех странах являются именно пенсионные фонды ввиду высокого рейтинга их надежности.
     
    Для России это имеет огромное значение, поскольку на фондовом рынке нет надежных инструментов для вложения накопленных средств, за исключением государственных ценных бумаг. Это, по существу, единственный и первый надежный объект вложения средств Пенсионного Фонда, а средства вкладывать необходимо, для того чтобы обеспечивать доходность для граждан — участников пенсионного обеспечения.
     
    Ориентированность на государственные ценные бумаги в конечном итоге при больших объемах будет увеличивать инфляцию в стране и ляжет дополнительным бременем на бюджет, поскольку доходность по государственным ценным бумагам обеспечивает федеральный бюджет, а следовательно, все налогоплательщики. В результате получается, что мы все, активно работающие в различных сферах экономики, при размещении пенсионных средств в ГКО будем платить пенсионерам вне зависимости от нашего желания. Мы же хотим создать такой механизм, чтобы доходность Пенсионного Фонда обеспечивали внебюджетные источники.
     
    - Регионы России начали свою ипотечную деятельность довольно давно. Каждый из них выстроил свою собственную ипотечную программу и сформировал взгляд на эти вещи. Будет ли в этой ситуации им интересно и выгодно работать с федеральным Агентством?
     
    Выстроенная — и выстраданная — система ИЖК дает на сегодняшний день все основания говорить об интеграции региональных рынков при активном участии федерального Агентства. Регионы Российской Федерации благодаря активной работе, проводимой в последние годы Госстроем России, подготовились — и организационно, и в нормативно­правовом, и в других отношениях — к восприятию этой системы.
     
    Во многих регионах созданы операторы ипотечного жилищного кредитования, которые, с одной стороны, могут работать самостоятельно, привлекая финансовые ресурсы с региональных и межрегиональных рынков, а с другой стороны, они могут выступать в качестве дилеров федерального Агентства. Агентство, со своей стороны, будет взаимодействовать со стратегическими институциональными инвесторами, тем самым привлекая значительные ресурсы от крупных федеральных систем. Здесь я имею в виду прежде всего Пенсионную систему. Таким образом, не тормозится развитие ипотечной системы на региональном уровне, а с другой стороны, эти агентства, взаимодействуя с федеральным, укрепляются финансово.
     
    Естественно, должны быть ужесточены требования к деятельности региональных операторов и в первую очередь к их финансовой деятельности, поскольку система выстраивается таким образом, что риски в ней будут перераспределяться между федеральным и региональными бюджетами. На региональном уровне должны формироваться так называемые страховые фонды — за счет них будут ликвидироваться возможные кассовые разрывы из­за дефолтов заемщиков. То есть региональные операторы в соответствии со стандартами федерального Агентства (а они в настоящее время согласованы с Правительством Российской Федерации) должны будут выкупать закладные, по которым возникли проблемы с заемщиком, на региональном уровне за счет формирующихся страховых фондов. А затем уже региональные операторы совместно с администрациями будут решать вопрос о нахождении взаимоприемлемого решения между кредиторами и заемщиками.
     
    - Неоднократно доводилось слышать, как руководители региональных агентств говорят, что им не подходят стандарты федерального Агентства, что очень высок процент по кредитам, что такие кредиты не будут пользоваться спросом у населения. Что делать в этой ситуации, если разрыв между региональной и федеральной ставкой составляет 10%?
     
    Во­-первых, анализ, который провел в настоящее время Госстрой России, показал, что при покупке среднестатистической квартиры площадью 72 кв.м. при стандартных условиях (30% — первичный взнос, 70% — кредит при рыночной ставке, которую задает сегодня федеральное Агентство, — 18% в рублях) около 5% населения страны в состоянии участвовать в такой системе. Если учесть в зачет имеющееся жилье, то 15,6% населения страны готово и может участвовать в системе ИЖК. Таким образом, даже при самых жестких условиях потребители этой системы имеются и в объемах, существенно превосходящих возможности строительного комплекса страны на сегодняшний день.
     
    Но в программе «Свой дом» будет предусмотрена возможность субсидирования за счет региональных бюджетов либо процентных ставок, либо первичного взноса, то есть предоставления адресных субсидий для людей. Если регионы считают необходимым, учитывая нехватку кадров учителей и врачей, поддержать их, либо молодые семьи, либо сельских тружеников, они могут и вправе субсидировать процентную ставку по кредиту. Но для этого в региональных бюджетах должны быть предусмотрены средства на подобное субсидирование. Это позволит, помимо всего прочего, уйти от непрозрачных схем, которые сегодня бытуют во многих регионах Российской Федерации, когда средства бюджета депонируются в банках, банки понижают процентную ставку по выдаваемым кредитам, но эти схемы непрозрачны и фактически направлены на то, чтобы кормить свои банки.
     
    Если же средства на субсидии будут заложены в бюджет, сразу же после его принятия будет понятно, на какую величину субсидируется процентная ставка, сколько граждан, из каких категорий смогут этим воспользоваться. Все происходит абсолютно гласно. Остальные же граждане могут участвовать в программах ИЖК на условиях, которые выдвигает Агентство.
     
    Безусловно, будут проблемы, поскольку мы успели несколько развратить людей, выдавая им чрезвычайно льготные кредиты. Здесь в определенном смысле придется менять менталитет, ведь система ипотечного жилищного кредитования направлена на формирование среднего класса.
     
    Что такое средний класс? Это наиболее экономически активные слои общества. Если мы создаем слишком льготные условия для этого класса, мы не сможем создать атмосферу социально­экономической активности. Поэтому нужно ставить людей в такие условия, когда они будут вынуждены и обязаны искать возможности для повышения своих доходов. Тогда будет воспитываться зрелое общество, которое работает производительно и качественно, и, думая о судьбе своей семьи, оно начинает думать о судьбе государства, стимулируя его стабильное развитие.
     
    - Какие регионы интересны с точки зрения особенностей региональных ипотечных программ?

    На сегодняшний день ряд регионов, прежде всего в Сибири и Поволжье, полностью готов к развитию системы ипотечного жилищного кредитования на основе Государственной концепции. Иркутская, Томская, Астраханская, Ростовская, Белгородская области, Республики Бурятия, Чувашия, Удмуртия, Мордовия уже сегодня готовы начать работу по массовому распространению методов ИЖК. Это также Оренбургская область — один из лидеров по внедрению методов ИЖК, Самарская область, где прекрасно отработаны технологии предоставления ипотечных жилищных кредитов на условиях, благоприятных для граждан.
     
    Благоприятная обстановка, которая сложилась в этой области, и активная работа Агентства по ипотечному жилищному кредитованию привели к тому, что и регионы Центра России, такие, как Воронежская, Тамбовская, Калужская области, начали активно включаться в эту работу. Предварительный анализ, который проделало Агентство по ИЖК совместно с Госстроем России, показывает, что в 40—50 регионах Российской Федерации в ближайший год можно будет рассчитывать на предоставление кредитов общим объемом 2 ­ 2,5 млрд рублей.
     
    - С вашей точки зрения, развитие ипотечных программ в регионах зависит скорее от воли администрации регионов или от благосостояния региона?
     
    Хочу повторить, что 5% населения, способных участвовать в системе ипотечного жилищного кредитования, существует практически в каждом регионе, отклоняясь на 1—2 % в зависимости от его благосостояния. Но рынок есть во всех регионах, поэтому, безусловно, скорость массового распространения ИЖК будет зависеть не только и не столько от состоятельности региона, сколько от того, как организационно регионы будут готовы включиться в ипотеку.
     
    Очевидно, что здесь немалая роль принадлежит администрации, но не в смысле администрирования, а в смысле проявления инициативы по формированию организационных структур. Скорость становления системы ИЖК напрямую зависит от того, как будут выделяться средства в региональных бюджетах (я имею в виду стартовые капиталы региональных операторов, фонды по субсидированию заемщиков), как быстро будут формироваться менеджерские кадры этой системы в регионах Российской Федерации.
     
    Это, кстати говоря, будет одной из самых больших проблем, поскольку организационные структуры существуют во многих регионах, но они не обеспечены квалифицированными кадрами. Очевидно, что на федеральном уровне необходимо формировать многоуровневую систему обучения. Об этом также шла речь на заседании Правительства Российской Федерации. Было высказано предложение о конкурсном отборе нескольких десятков специалистов, с тем чтобы отправить их в рамках президентской программы за границу для обучения современным методам управления такой сложной системой, как ипотечное жилищное кредитование.
     
    Кроме того, необходимо создавать сеть обучающих центров в самой России. Госстрой России заключил договор о начале формирования обучающих программ с Московским Государственным Университетом, с Академией народного хозяйства, но эта работа идет крайне медленно из­-за отсутствия средств. Очевидно, что обучение будет платным, а у людей, да и у регионов нет достаточного количества средств для того, чтобы оплатить учебу своих специалистов, а в федеральном бюджете не предусматриваются средства на подготовку кадров в этой области.
     
    - Но вы же понимаете, что несколько десятков специалистов, обученных за рубежом и несколько сотен платных учебных мест ситуацию не спасут. Может быть, имеет смысл в 10 — 20 ведущих вузах страны открыть подобные кафедры, чтобы обучать студентов, которые через несколько лет придут подготовленными в созданные структуры?
     
    Да, безусловно, необходимо наряду с системой повышения квалификации, системой платного краткосрочного и среднесрочного обучения открывать в ведущих вузах страны кафедры экономики и финансов в строительстве. Тогда можно будет надеяться на массовый приток специалистов во все структуры ипотечного рынка.
     
    Кроме того, необходимо работать и с населением — издавать брошюры, пособия, с тем чтобы граждане шли в ипотечные агентства хотя бы немного подготовленными. Просветительская работа среди населения должна быть направлена и на повышение доверия россиян к этой системе, и на изменение менталитета людей, поскольку мы не привыкли жить в кредит — то, что является основой существования всех семей во всех развитых странах мира. Надо объяснять, почему это выгодно. В то же время при экономической стабильности в стране, которая в настоящее время уже становится реальностью, эта система дисциплинирует людей, отвращая их от необдуманных поступков, способных поставить на грань катастрофы благосостояние семьи.
     
    Нужны так же и пособия для потенциальных заемщиков, чтобы разъяснять, какая ответственность на них ложится, в чем суть их обязательств, в чем суть обязательств кредиторов, строителей, страховщиков и т.д. Это необходимо для того, чтобы граждане могли сознательно принимать решения, обращаясь к ипотеке.
     
    - Не могу не остановиться на роли СМИ в этой ситуации. К сожалению, зачастую мои коллеги грешат поверхностным взглядом на развитие ипотеки и способны одним неосторожным словом разрушить хрупкое взаимопонимание сторон. Может быть, это идет от непонимания всей сложности механизма ипотеки? Как вы относитесь к идее проведения семинара для журналистов, пишущих в этой области, с целью объяснить, что же такое ипотека, что означают ипотечные термины, как их правильно писать, в конце концов?
     
    Это тоже очень важная проблема. Несколько раз мы в рамках Госстроя России пытались проводить подобные круглые столы, но, к сожалению, журналисты больше любят жареные факты, так называемые информационные поводы, не очень хотят утруждать себя кропотливой систематической работой. Действительно, неосторожные фразы, непродуманные статьи, передернутые высказывания и термины способны принести вреда не меньше, чем неквалифицированные менеджеры в ипотечных структурах. Население очень чутко и даже болезненно реагирует на любой негатив, особенно если это связано с новшествами или средствами граждан. Поэтому эта проблема не только наша, но журналистского сообщества.
     
    - В планах редакции нашего журнала предполагается организовать цикл семинаров, чтобы помочь нашим коллегам — журналистам других, нестроительных, изданий — грамотно писать о проблемах строительной отрасли вообще, и ипотеке в частности. Как вы к этому относитесь и можем ли мы рассчитывать на вашу методическую помощь в этом мероприятии?
     
    Думаю, это было бы очень полезно не только для тех, кто пишет о строительных проблемах и ипотечном кредитовании, но и для нашего общества в целом. Более того, думаю, что мы сможем это делать непосредственно в Госстрое России. Мы могли бы оказать этому семинару хорошую поддержку. Главное — чтобы СМИ отнеслись к этому с пониманием.
     
    - Напоследок вопрос несколько личного характера. Вот вы три года пробиваете стену непонимания, чтобы нести ипотеку в массы. Откуда вы черпаете столько сил, упорства, терпения?
     
    Все очень просто: ипотека, особенно ее массовое внедрение в нашей стране, стала главным делом моей жизни. Вы спросите почему? Дело в том, что у системы ипотечного жилищного кредитования есть две глобальные цели: во­первых, это радикальное изменение ситуации по обеспечению граждан Российской Федерации жильем за счет внедрения механизмов массового ипотечного жилищного кредитования, а во­вторых — формирование механизма привлечения крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики через строительство жилья. Задачи, как видите, наиважнейшие для нашей страны, к тому же во главе угла стоит человек и его проблемы. Ради этого, думаю, стоит пробивать стены, не так ли?
     
    Уже сегодня около 5% населения страны в состоянии участвовать в системе ипотечного жилищного кредитования.

    В связи с этим, чтобы обеспечить потребности в жилье, в том числе сооружаемого за счет ипотечного кредитования, Правительство России поставило задачу резко увеличить объемы ввода жилья до 70—80 млн кв. метров в год. Это значит, что уже в ближайшие несколько лет необходимо увеличить объемы строительства в 2—2,5 раза и выйти на показатели РСФСР в 1987 г.
     
    По материалам Всероссийский отраслевой журнал "Строительство", N 2-3, 2002.
    03 июня 2003

    Обсуждения
    Авторизоваться
    Комментарии отсутствуют

    Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться

    Авторизоваться