Будьте реалистами: требуйте невозможного
1Читайте блоги
специалистов
2Пишите
в собственный блог
3Комментируйте
интересный посты
  • Подписка на новые сообщения в блоге:
    Будьте реалистами: требуйте невозможного
    17 апреля 201310:42
    поделитесь с друзьями

    О некоторых инициативах российско-польского сотрудничества (часть I)

    Рейтинг читателей
    4187
    0
    комментарии (0)

    О некоторых инициативах  российско-польского сотрудничества (часть I)

     

    ВВЕДЕНИЕ (из книги размышлений): Так уж получилось, что вся моя жизнь и моей семьи в той или иной  степени связана с Польшей.

         Мой отец, будучи заместителем начальника политуправления Министерства Путей сообщений (ныне РЖД) по сталинскому призыву был направлен на учебу в Высшую дипломатическую школу (как партийный функционер), которую закончил в 1953 году написанием диссертации на тему советско-турецких отношений в период правления младотурок, возглавляемых АТАТЮРКОМ (в начале двадцатых годов  прошлого века). На одном курсе с ним, кстати, учился Крючков В.А., будущий председатель КГБ СССР и участник ГКЧП. Отец должен был ехать в Турцию, однако по состоянию здоровья врачи не рекомендовали моей маме ехать в эту страну.

         А находиться за границей представителю советской дипломатической миссии без жены было в то время запрещено. Также практически были запрещены браки с иностранцами. Поэтому  отца  направили…. в Польшу. Назначение состоялось 5 марта 1953 года в Посольство СССР в Польской народной республике.

          …..Я помню эти мартовские дни. В момент, когда зазвучали гудки, сдерживаемые в предыдущие дни, слезы прорвались потоком. Быстро разрасталось мокрое пятно на покрывале, покрывающем кровать, где я лежал, уткнувшись носом. Я помню это пятно. Я помню состояние облегчения от слез,  и в то же время  ощущение пустоты….

           С небольшими перерывами польский период в жизни отца длился без малого 30 лет и  закончился за неделю до введения Войчехом Ярузельским военного положения в 1981 году. Но даже в этих кратких периодах его работа в Центральном аппарате МИДа  была связана с Польшей. Он работал в польской референтуре, начальником отдела по подбору кадров в Польшу и другие социалистические страны, заместителем начальника управления культуры и заместителем начальника управления печати по социалистическим странам.

         В Польше отец прошел все ступеньки  карьеры кадрового дипломатического работника. Он был в Польше во все сложные периоды ее послевоенной истории, первыми из которых стали  Познаньские  события (Познань - один из крупнейших польских городов) июня 1956 года, в результате которых к власти пришел Владислав Гомулка, ставший I-ым секретарем Польской объединенной рабочей партии. ПОРП, польские коммунисты, образовалась в результате объединения Польской рабочей партии, возглавляемой Владиславом Гомулкой, и Польской социалистической партии, возглавляемой Юзефом Циранкевичем. Ю.Циранкевич стал Премьер-министром Польской Народной Республики, необыкновенно популярным в польском обществе в течение долгих лет. Завораживающий тембр голоса и очень правильное произношение, и вообще имел правильный польский язык. В его речи польский язык переставал быть шипящим. Он был героем огромного количества добрых анекдотов. Например, «Останавливает полицейский на улице Маршалковской (центральная улица Варшавы) большой зеленый Шевроле, который проехал на красный цвет. Подходит и видит – за рулем сидит Циранкевич (Циранкевич любил сам водить машину). И говорит: « Пан нарушил, должен заплатить штраф. Но Пан так похож на нашего любимого Премьера, что я отпущу Пана без наказания». Циранкевич сам любил о себе рассказывать с улыбкой. Он как то приехал в Воеводский (областной) совет Кракова и с гордостью говорит, показывая мелкую купюру: «Первые честно заработанные деньги,  я по дороге подвез пассажира».

            Во время войны он сидел в концлагере Освенцим, и был освобожден Советскими войсками.  

        Владислав Гомулка во время войны возглавлял просоветские польские партизанские соединения. После войны его осудили за, так называемый, правый уклон. Его называли польским Н.Бухариным.  В. Гомулка придерживался взглядов, что необходимо сохранить частные хозяйства на селе и выступал против «сплошной коллективизации», которая в 40-вых – 50-ых годах была проведена под давлением СССР. Представляете, какую ненависть в дальнейшем он должен был вызывать у Никиты Сергеевича Хрущева, для которого даже приусадебные участки колхозников были недопустимым отходом от коммунистических идеалов, хотя именно они и кормили почти половину нашей страны.

         Его посадили под домашний арест, где он провел несколько лет. На волне демократизации, затронувшей в той или иной степени практически все страны социалистического лагеря, вызванной не в последнюю очередь смертью И.В.Сталина и постепенным отходом от сталинизма советского руководства,   стали приходить силы, взгляды которых первоначально «несколько» отличались от ортодоксальной коммунистической идеологии. В конце концов, накал противостояния  между СССР и этими странами определялся тем, насколько приходящее новое руководство  признавало сложившийся в мире status quo и руководящую роль нашей страны.

         В Польше накал не достиг такого противостояния,  как в Венгрии,  поскольку у В. Гомулки не было в плане выхода из советского блока.

         Единственное, чего  он добивался, это свобода выбора для крестьянства оставаться в колхозах и совхозах или стать единоличником-фермером, и сохранение в частных руках малого производства (ремесленников)  и мелкой торговли. В результате сплошная коллективизация заменилась массовым исходом крестьян из совхозов (примерно 80% земли вернулось в частные руки, 5% процентов осталось коллективной собственностью, а 15% - в государственной собственности совхозов).

         Это, в дальнейшем, обеспечило менее болезненный переход в конце 80-х годов от административно-командной системы к рынку, а также позволило Польше легче, чем другим странам Европы, пережить финансово - экономический кризис 2008-2010 гг., поскольку средний класс продолжал оставаться достаточно серьезной социально-политической силой.

         Кризис 1956 года завершился на  октябрьском Пленуме ЦК ПОРП, на котором был избран В. Гомулка.  В заседании приняла участие Партийная делегация СССР во главе с Н.С.Хрущевым. Кандидатура В. Гомулки не была согласована с высшим руководством СССР, что вызвало бурю негативных эмоций у Никиты Сергеевича. Дело дошло до мата, но на нем и закончилось – здравый смысл восторжествовал и у поляков и у нашего руководства, хотя Хрущев так до конца и не простил В.Гомулке его фронду.

          К сожалению, Венгерский кризис октября-ноября 1956 года превратился в масштабную кровавую трагедию.     

           Мне, в дальнейшем, пришлось участвовать на охоте с Н.С.Хрущевым, а затем и с Л.И.Брежневым и видеть их вблизи. Была такая традиция - совместные охоты в Беловежской пуще у российского и польского руководства. На них отдых сочетался с обсуждениями животрепящих проблем. Л.И.Брежнев на этих действах производил более позитивное впечатление. Он был страстный охотник, и отдавался любимому хобби полностью. Отец, тоже страстный охотник, брал меня с собой.

         Я вспоминаю один забавный случай. Охота была на кабанов. Леонида Ильича поставили на тропе, по которой часто ходили кабаны.  Многие теперь говорят, что для них специально привязывали животных, что егеря стояли рядом и тоже стреляли. Все может быть, но я не видел. Меня, как самого молодого, поставили на не перспективное место, вдали от тропы. Охотников поставили в линию, и по правилам нельзя стрелять по линии из-за опасности ранить друг друга. При охоте на кабанов  для охотников строится площадка, крепящаяся на дереве, куда забирается охотник. И вот дается сигнал рожка – нагонка начинает движение. Утром егеря проверяют, что в данном лесу есть дичь. Начинается тревожное ожидание, каждый хруст заставляет вскидывать ружье и прицеливаться. Сейчас вспоминается фильм Русская национальная охота. Все ждут. И вдруг на меня выходит кабан – я его прозевал. Поэтому  был не совсем готов. Прицеливаюсь, а кабан движется почти на меня. Все ближе и ближе, и чуть-чуть в бок, я начинаю поворачиваться, площадка начинает крениться и ужас - я падаю почти к ногам кабана. Машинально давлю на курок, раздается выстрел, конечно промах. Кабан с перепугу в сторону. А сзади треск - это охрана спешит на помощь Леониду Ильичу. Я испугался, что меня пристрелят как кабана. Только один человек, в конце концов, сохранил спокойствие и достаточно добродушно отреагировал на испорченную охоту, - Леонид Ильич Брежнев. Должен сказать, что по моим наблюдениям, в быту он был достаточно комфортным человеком. Моя тетушка, сестра моей мамы, Тамара Никитична, была у него секретарем, еще в бытность его Начальником политуправления советской  армии, и рассказывала, что когда возила ему документы, он сам в шлепанцах открывал дверь.

        Что касается охоты в Польше, то о ней надо рассказать подробнее. Я точно не знаю, как это происходит в России, но судя по рассказам не совсем так, как в Польше. Во-первых, в Польше нельзя охотиться по одному, и даже вдвоем, чтобы уменьшить вероятность браконьерства. Во-вторых, все охотничьи угодья разделены на охотничьи округа, которые, в свою очередь, разделены на три части - в первой ты охотишься в этом году, вторая готовится к охоте на следующий год, третий участок просто отдыхает. Это сделано с тем, чтобы дичь оставалась всегда. В Польше мы охотились на птицу (куропатки, утки, фазаны), а также на зайцев, лис, косуль, кабанов, оленей и лосей.

         Охота – это всегда ритуал, с рожками, жеребьевками, награждениями  Короля и вице-короля охоты, нагонками, собаками, традиционными «застольями» после окончания охоты, в основном, при кострах. Словом, незабываемые впечатления. Вспоминаю охоту на зайцев. Охотники, как правило, 10-12 человек получали карточки с указанием номера своего места и номера нагонки. Охотники становились у кромки леса, перед собой они видели поле. Поле окружалось под руководством егеря детворой из близ лежащих деревенек, и по команде под треск трещоток и улюлюканье нагонка начинала движение. Выскакивали зайцы и….

        А дома ожидала нас мама, и начиналось колдовство уже кулинарное. Что может быть лучше паштета из зайца,  тушеных в сметане уток или  куропаток, или запеченного кабанчика. Мне дважды здорово повезло – папа был отличным стрелком (ему неоднократно присваивали звание короля или вице- короля охоты), я был так себе (всего лишь 2 раза удостоился этого звания на охоте на уток и фазанов – до сих пор у нас дома сохранилось чучело моего фазана). Дом наш полон папиными трофеями – оленьими и лосиными рогами, чучелами птиц и шкуркой лисицы. Мама была отличной кулинаркой. На мою долю приходилось быть «отличным»  едоком, да подлизой…

           Рассказы об охотах я хочу завершить эпизодом, который оказал существенное влияние на всю мою жизнь. Были мы как-то раз на  охоте в охотничьем кружке, где не раз охотились, и все егеря были знакомыми. Дело было  в Польше зимой, я промерз до костей, и один из знакомых егерей предложил мне поехать с ним  помочь разжечь костер, чтобы подготовиться к празднику в честь Будущего короля охоты. Сели мы с ним в сани. Едем, И вдруг егерь говорит: «Какой  у тебя отец хороший, доступный, несмотря на ответственную должность», «ты тоже хороший, - продолжал он, «но ты студент-математик Варшавского Университета, ты наверное очень умный, а отец твой, он наш» Вот эти слова – «он наш» означали: «Тебя мы уважаем, а отца твоего мы любим». Это стало моим ориентиром на всю жизнь. 

         Отца в Польше любило огромное количество людей – от членов Политбюро  ЦК ПОРП до рабочих на шахтах и судоверфях. Когда в 1970 году он уезжал из Польши в связи с новым назначением, на прием, который устраивал Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Польше Аверкий Борисович Аристов по случаю его отъезда, приехало свыше сотни гостей со всех уголков и было прислано более 200 телеграмм. Они до сих пор хранятся в нашем семейном архиве. Все польское Политбюро почти в полном составе приехало попрощаться с папой, а многие из них  сели в поезд, и проводили его до Бреста.

     

          Когда в 1992 году, будучи советником Председателя Правительства Республики Армении (на правах вице-премьера), я приехал в Польшу для  переговоров с целью подписания научно-технического и торгово-экономического соглашения между Польшей и Республикой Армении, меня принял Президент Лех Валенса и сказал, что сыну Пана Мариева (Поно-марева, так одна из центральных газет Польши когда-то исказила его фамилию, и с тех пор, люди его знавшие стали шутливо его называть Пан Мариев), будет оказан режим наибольшего благоприятствования. Мой отец в 1980 году был наблюдателем при переговорах между Профсоюзом Солидарность, председателем которого был Лех Валенса, рабочий с судоверфи имени В.И.Ленина из Гданьска, и Правительством Польской Народной Республики в лице первого вице-премьера Мечислава Ягельского. А я помогал Папе в качестве его личного секретаря. Я хорошо знаю польский язык. В свое время, когда партийно-правительственная делегация СССР во главе с Л.И.Брежневым была  с визитом в Польше, неожиданно почувствовал недомогание официальный переводчик с советской стороны, - я тогда заменил его.

          Более того,  заключенное вышеупомянутое  Соглашение  между Республикой Армении и Польшей помогло при признании Армении как независимого государства. Когда после ГКЧП Армения вышла из состава СССР, Президент Армении Левон Тер-Петросян поставил перед Правительством задачу обеспечить скорейшее признание Армении как субъекта международного права. Я посоветовался с отцом,  и он мне подсказал: добейся в своем Соглашении статьи,  которая свидетельствовала бы о признании Армении де факто, это создаст претендент, который  позволит признать Армению  де юра. Так и случилось. Мне удалось убедить Правительство Польши включить в Соглашение о научно-техническом и торгово-экономическом сотрудничестве формулу «наибольшего благоприятствования в торговли», которая правомочна только между субъектами международного права, что фактически означала признание Армении Республикой, это позволила Франции признать Армению де юре субъектом международного права. Так что Папа, уже находясь на пенсии, сумел оказать влияние на события на постсоветском пространстве.

          Отец, кстати, не только был прекрасным специалистом по Польше, с которой  был связан  половину трудовой жизни, - ему «посчастливилось наблюдать», принимая непосредственное участие в самых острых событиях социалистического содружества в составе аппаратов партийно-правительственных комиссий, созданных в связи с венгерскими событиями, а в дальнейшем, в 1968, году  в связи с Пражской весной.

    (продолжение следует)

    Теги:
    Обсуждения
    Авторизоваться
    Комментарии отсутствуют

    Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться

    Авторизоваться