Ситуация на рынке малоэтажного строительства в Пензенском городском округе
Продолжительное время наблюдается двойственная тенденция: с одной стороны, стремительное развитие жилищного строительства, с другой – не востребование и не реализация рыночных предложений девелоперов. Рынки индивидуального жилищного строительства (ИЖС) в городах практически исчерпали свой лимит, происходит их смещение в пригородные территории, где наблюдается активная фаза строительства индивидуальных жилых домов. Однако, производителями и продавцами жилья не учитываются потребительские предпочтения и возможности, что отражается на дисбалансе спроса-предложения. В пригороде объемы малоэтажного строительства увеличились, у покупателей появилось больше выбора, поэтому требования к домам возросли.
В силу того, что органы муниципальной власти обязаны улучшать жилищные условия населения и способствовать развитию рынка недвижимости, им в целях обоснования жилищной политики следует выявлять жилищные потребности и возможности населения, что позволит принимать обоснованные управленческие решения при стратегическом и пространственном планировании города. Девелоперы также должны быть ориентированы на удовлетворение потребителей, поэтому им необходимы маркетинговые исследования рынка, это будет способствовать эффективной реализации их рыночных предложений.
Авторами индивидуальный жилой дом рассматривается как специфический товар, который приобретается потребителем редко (один или несколько раз за жизнь), поэтому, при его выборе потребители очень разборчивы и предложена маркетинговая классификация: «дом по идее»; «будущий дом»; «строящийся дом»; «новый готовый дом»; «молодой дом»; «эффективный эксплуатируемый дом»; «не эффективный эксплуатируемый дом»; «изношенный дом»; «старый дом» и «умирающий дом».
В работе представлены результаты исследования рынка индивидуальных жилых домов в Пензенском городском округе, проведенного посредством статистического анализа и формализованного опроса потребителей. Выявлено, что самая молодая и самая возрастная категории наиболее привязаны к постоянному месту жительства, больше половины опрошенных не очень довольны своим местом жительства, желание улучшить свои жилищные условия имеет более половины респондентов, однако возможность есть далеко не у всех. Большинство предпочли бы приобрести квартиру или дом под ключ, чтобы сразу заехать и жить. Значительная часть приобрела бы квартиру или дом на стадии обустройства, чтобы самим обустроить все по своему вкусу. Часть респондентов приобрели бы жилье на нулевом цикле из-за более низкой стоимости.
В результате исследования осуществлено сегментирование потенциальных потребителей ИЖС по платежеспособности и социальному статусу, по целям и способам потребления жилья.
Сделан вывод, что рынок ИЖС в Пензенском городском округе, несмотря на определенное развитие, недостаточно соответствует требованиям и возможностям потребителей, что не способствует снижению социального напряжения, ощущаемого в городе. Очевидно, что сегодня необходимо определять стратегические направления развития рынка ИЖС таким образом, чтобы локальные рынки в пригороде формировали планирование, строительство и перестройку городского пространства. Органам власти следует существенно пересмотреть свою роль в регулировании земельно-имущественных отношений, перейдя от функции прямого планирования к функции маркетингового воздействия на рынок ИЖС. Девелоперы должны задействовать в своем арсенале маркетинговые инструменты исследования рынка потребителей, их сегментирования, ценностно-ориентированного формирования, продвижения и сбыта рыночных предложений.
Детальное описание результатов исследования представлено в статье Улицкой Н.Ю., Акимовой М.С., Ишамятовой И.Х. «Анализ рынка и диагностирование потребителей индивидуальных жилых домов в Пензенском городском округе», опубликованной в научно-практическом журнале «Жилищные стратегии» в №4 за 2016 год.
Полный текст статьи будет доступен после наполнения номера.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться