Пять источников фондирования для устойчивости и развития МФО
Одной из наиболее острых проблем, с которой сталкиваются участники микрофинансового рынка в последние годы, является нехватка стороннего финансирования. По оценкам руководителей многих микрофинансовых организаций, ограничение доступа к недорогому фондированию серьёзно сдерживает возможности по развитию компаний. По сути, в настоящий момент, именно привлечение денежных средств является ключевым фактором успешного роста компаний.
Внимательно проанализировав доступные МФО возможности, не сложно выявить пять наиболее эффективных источников фондирования, использование которых может способствовать сбалансированному развитию и устойчивости бизнеса.
Банковский кредит остается классическим каналом фондирования для МФО. При этом он подходит любым участникам рынка: как МФК, так и МКК. Вместе с тем, банковское кредитование для участников микрофинансового рынка всегда было не очень доступно. Большинство банков, куда МФО раньше подавали заявки на кредит, с охотой принимали их, но в процессе рассмотрения заявок и оценки финансового положения, в основном, давали отказы. Это было связано, в первую очередь, с попыткой кредитных организаций оценивать МФО как обычных юридических лиц - без учета особенностей микрофинансовой деятельности. Со временем в некоторых банках ситуация стала меняться, и они начали применять отдельные адаптированные к микрофинансовой отрасли методики оценки и выдавать кредиты под залог имеющихся активов. К сожалению, в настоящее время, несмотря на то, что рынок МФО находится под надзором Банка России, для кредитных организаций он продолжает относиться к высокорисковому сектору. В последние годы банковский кредит может быть доступен МФО только под хороший залог, например, недвижимости. Такие активы МФО, как портфель потребительских займов, чаще всего банки не устраивает.
Привлечение инвестиций физических лиц – канал фондирования доступный только микрофинансовым компаниям. В 2018 году из государственного реестра микрофинансовых организаций было исключено несколько МФК, что негативно повлияло на инвестиционный климат на рынке в целом. Тем не менее, этот канал фондирования остается для МФК самым доступным, так как большое число частных инвесторов видят хороший рост микрофинансового рынка и верят в его перспективы.
Привлечение займов от юридических лиц доступно и МКК, и МФК. Доля займов предпринимателей микрофинансовым организациям является самой высокой по сравнению с другими видами фондирования. По данным Банка России, в первом квартале 2018 года юрлица предоставили МКК более 5 млрд рублей, а МФК - около 2,4 млрд рублей. Для сравнения, от физлиц за аналогичный период было привлечено чуть менее 5 млрд рублей.
Для микрофинансовых организаций, предоставляющих займы под залог недвижимости, в качестве источников фондирования также доступны программы рефинансирования закладных (ценных бумаг, которые могут выпускаться при выдаче займа под залог недвижимости). Закладная является хорошим активом, интересным для покупки и залога, как для банков, так и для других инвесторов и кредиторов. Операции с закладными позволяют довольно быстро привлечь средства для наращивания портфеля займов.
Для крупных микрофинансовых компаний представляют интерес возможности, которые предоставляет фондовый рынок (по закону выпуск облигаций доступен только МФК). При этом, несмотря на существенные расходы на подготовку выпуска облигаций, в дальнейшей перспективе этот инструмент дает хорошие преимущества: со временем совокупные траты на очередные выпуски резко снижаются, а компания-эмитент становится более прозрачной для инвесторов, так как раскрывает теперь больше информации о себе. Кроме того, становится возможным снятие ограничения по минимальной сумме инвестиций в 1,5 млн рублей, что является сдерживающим фактором для многих инвесторов. Полагаю, у такого инструмента фондирования хорошее будущее, и в дальнейшем он будет активно применяться участниками рынка.
Что касается непосредственно нас, МФК «Городская Сберкасса» использует такие каналы фондирования как банковское кредитование, операции с закладными, в том числе секьюритизация портфелей закладных, инвестиционные продукты для юридических и физических лиц. Также компания смотрит на возможности, которые предлагает фондовый рынок.
Подводя итог, можно сказать, что на рынке сегодня существует определенная вариативность возможных источников фондирования. С таким инструментом, как инвестиции физических лиц, так или иначе работает много МФК. Что касается продуктов для юридических лиц, то здесь источником фондирования могут являться не только займы от предпринимателей, но и программы рефинансирования портфелей займов: автозаймов или пулов закладных (залог или купля-продажа с последующим сервисным обслуживанием). Также МФК доступен такой инструмент, как выпуск облигаций.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться