С 1 января судебные приставы получили право удерживать 100% заработной платы со счетов неплательщиков
С 1 января судебные приставы получили право удерживать 100% заработной платы со счетов неплательщиков. Исключение составляет лишь сумма последнего периодического платежа. Правозащитники приветствуют данную меру, считая, что она дает дополнительные гарантии защиты прав тем категориям граждан, которые не могут получить деньги даже по решению суда.
Эксперты отмечают, что данные поправки не совсем законны, и в ближайшем времени не исключено их обжалование в суде.
Судебные приставы с 1 января 2012 года получили возможность удерживать 100% заработной платы с банковских счетов должников.
Об этом заявил журналистам глава Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков, ссылаясь на вступившие в действие с начала года поправки к закону «О судебных приставах».
«Чтобы заблокировать счет, приставам будет достаточно послать запрос в банк. Сумма, которую заморозят, будет соответствовать размеру долга»,— отметил господин Парфенчиков. Он добавил, что речь идет о российских кредитных учреждениях, уточнив, что работа со счетами россиян-должников в зарубежных банках основывается на международных соглашениях.
Главный судебный пристав РФ Артур Парфенчиков намерен бороться с должниками с помощью банковской системы
По словам заместителя руководителя УФССП России по Приморскому краю Светланы Петровой, речь идет о статье 99 ФЗ №389 «Об исполнительном производстве», дополненной новым положением, благодаря которому приставы получили возможность блокировать счета должников полностью. «Новое положение предусматривает, что ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника не применяется при взыскании денежных средств, находящихся на зарплатных счетах. Исключение составляет лишь сумма последнего периодического платежа»,— рассказала «Ъ» госпожа Петрова.
Помимо этого, по ее словам, законом уточнен порядок исполнения банками и иными кредитными организациями требований о взыскании денег. «Теперь банки обязаны исполнять требования исполнительного документа незамедлительно, о чем в течение трех дней со дня исполнения информировать взыскателя или судебного пристава»,— заключила госпожа Петрова.
Юрисконсульт Алексей Загрядский объясняет, что суть изменений в законодательстве сводится к тому, что приставы получили возможность удерживать денежные средства с зарплатного счета должника. «До этого приставы могли лишь накладывать арест на счет, а уже после этого должник погашал задолженность самостоятельно»,— добавил специалист.
Как рассказали «Ъ» в пресс-центре Дальневосточного банка Сбербанка России, с начала 2012 года в банк не поступало постановлений о списании со счетов клиентов периодических платежей (заработной платы). «При поступлении указанных документов банк будет исполнять постановления судебных приставов по измененному федеральному закону. Каких-либо трудностей в работе в этом направлении банк не испытывал»,— отметили в пресс-центре.
Ужесточение законодательства оправдано и призвано дать дополнительные гарантии защиты прав тем, кто даже по решению суда не может получить алименты или возместить причиненный материальный вред, считает уполномоченный по правам человека в Приморском крае Владимир Ушаков. «На сегодняшний день это очень большая проблема, от которой страдают в первую очередь дети, а также люди, получившие вред здоровью. Что же касается неплательщиков по кредитам, то тот факт, что их счета могут арестовать, должен заставить задуматься других людей, стоит ли лезть в кредитную петлю»,— считает господин Ушаков.
Ужесточение законодательства, связанное с полным удержанием заработной платы, выглядит не совсем законным, и в ближайшее время, наверняка, появятся прецеденты обжалования поправок в суде, считает юрист московской коллегии адвокатов «Николаев и партнеры» Екатерина Ромм. «Ранее приставы могли взыскивать 50% от заработной платы, а если суммы долга были довольно большие, то не более 75%. На мой взгляд, взыскание полной зарплаты выглядит не совсем законным, поскольку должникам практически не оставляют средств для жизни. Данные поправки вряд ли приняты в окончательном варианте, поскольку в ближайшем будущем, наверняка, возникнут споры по многим моментам. Должники обязательно будут обжаловать поправки в Конституционном суде РФ»,— считает госпожа Ромм. По ее словам, неплательщики все равно найдут способы укрыться от уплаты штрафов или алиментов. «Не стоит забывать о существовании «черной» зарплаты. Любой должник может договориться с работодателем о получении денежного вознаграждения в конверте. На данную категорию должников ужесточение мер по взысканию долга никак не подействует»,— добавляет юрист.
С ней соглашается Алексей Загрядский, считая, что ужесточение законодательства вряд ли может стать большим препятствием для неплательщиков. «Если должник хочет сохранить некую часть своей заработной платы, то он может обратиться к своему работодателю с просьбой получения зарплаты в кассе предприятия. В таком случае, в соответствии с законом, сумма удержания не может быть выше 70%»,— отметил господин Загрядский.