Ипотека как последняя скрепа
Число разводов в России сократилось до минимума с 1990 года. Эксперты поспорили о том, какую роль тут сыграли жилищные кредиты и квартиры в залоге у банка.
Россияне стали реже жениться и реже разводиться. По последним данным Росстата, показатели 2018 года упали до минимального за 30 лет уровня. Так мало разводов последний раз было в 1990 году, а браков — в 2000 году.
Только за прошлый год, по данным мониторинга РАНХиГС, число зарегистрированных браков снизилось на 12%, разводов — на 3,7%. Всего за год общий коэффициент брачности сократился на 11,3%, а показатель разводимости упал на 4,8%.
Отчасти это может быть связано с тем, что россияне стали более ответственно подходить к браку. Регистрируют их теперь намного позже. Это позволяет предположить, что семьи создают более осознанно, поэтому и разводов становится меньше, считает доцент кафедры экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. В то же время эксперт полагает, что в немалой степени скрепляет браки дорогая недвижимость, особенно в мегаполисах. «Это вынуждает семьи брать ипотеку, которая и мотивирует учиться договариваться в быту. Ведь кредит, как правило, касается обоих», — цитирует Тимофеева РИА «Новости».
Однако согласны с ним далеко не все эксперты, с которым побеседовал корреспондент «Росбалта». По словам научного сотрудника Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Рамили Хасановой, общий коэффициент брачности и разводимости — показатели, которые сильно зависят от возрастной структуры населения. Если сейчас в брачный возраст вступила малочисленная когорта 1990-х, это может сильно на них сказаться.
Такого же мнения придерживается доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН Татьяна Гурко. «В основном эти цифры связаны с брачной структурой населения. Поскольку разводятся у нас довольно быстро — в первые годы брака, можно судить о том, что сокращение количества и браков, и разводов связано только с тем, что просто некому жениться и некому разводиться. И не нужно сложных объяснений», — считает эксперт.
Гурко напомнила, что какое-то время назад была проблема в образовании — вузы не могли набрать студентов. «Некому было учиться, потому что в 1990-е годы никто не рожал. А сейчас это поколение вступило в брачный возраст», — заметила она.
По словам Гурко, в советские времена было больше стимулов для юридических браков. Сейчас их количество, по понятным причинам сокращается. А вот число разводов связать с какими-то общероссийскими тенденциями сложно. На этот показатель больше всего влияет региональная специфика, которая была ярко выражена и в советские годы, и позже.
«На Северном Кавказе, в мусульманских регионах, практически не разводятся. В портовых городах, вроде Мурманска, и в городах, где распространен вахтовый метод, разводятся, напротив, очень много. И так происходит с советских времен, когда у людей еще не было никакой ипотеки, и, собственно, никакой недвижимости», — полагает собеседница «Росбалта».
По ее словам, люди редко берут совместную ипотеку на первых годах жизни, потому что мало кто понимает, как потом делить жилье и долги по кредитам. Брачные контракты заключают единицы. Но и от разводов наличие совместной ипотеки не останавливает. «Мировые суды завалены делами о разделе имущества», — заметила эксперт.
Если сопоставить количество новых семей с количеством россиян брачного возраста, можно увидеть, что принципиально меньше жениться в России не стали. Другое дело, что брак на всю жизнь перестал быть нормой, отмечает Гурко. Причем во втором браке люди чувствуют себя счастливее тех, кто женился «раз и на всю жизнь».
«В развитых странах браков в принципе мало. В Канаде, США, Австралии узаконены фактические браки. В Европе, например, во Франции — гражданские партнерства. По сути, все это — облегченные формы брака, которые дают парам минимальный набор прав. А поскольку там практикуют другие формы — сожительства, партнерства, в том числе, гомосексуальные, соответственно, и разводов там меньше. В развивающихся странах, напротив, по-прежнему много браков и мало разводов. Специфика России в том, что у нас много и браков, и разводов, и сокращение, о котором говорят цифры Росстата означает лишь одно: людей брачного возраста у нас в принципе стало меньше», — резюмировала Гурко.
Кстати, в Европе четверть молодых людей от 18 до 24 лет и вовсе считают, что брак должен оформляться как срочный трудовой договор с возможностью пролонгации, скажем, раз в три года. Такие данные получила британская компания C4M по результатам своего опроса в 2018 году. При этом треть респондентов отметили, что не видят ничего плохого в полигамии.