27 ноября 2023
1582
поделитесь с друзьями

Где нужно оставить льготную ипотеку, а где запретить

Программа льготной ипотеки принесла помимо пользы и неожиданный результат: квартиры на первичном рынке подорожали за последние три года почти в два раза. А все из-за того, что львиная доля таких кредитов уходила туда, где и без них люди могли приобрести свое жилье, — в столичные регионы. Поэтому программу, действие которой завершается в июле следующего года, следует продолжить, но только не в Москве, не в Санкт-Петербурге и других мегаполисах, а там, откуда народ уезжает в поисках лучшей жизни. А за счет высвободившейся части средств, которая использовалась для субсидирования ипотеки в экономически развитых территориях, кредиты можно будет давать под три процента. О возможных будущих законодательных изменениях, полезных для россиян, «Парламентской газете» накануне нового года рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов.

- Этот год завершается, он был непростым, но насыщенным с точки зрения законодательных инициатив, которые активно генерировал в том числе и ваш комитет. Какие из них вы бы отметили особо?

Тем было много. Одна из них касается проблемы бесконтрольности в сфере газового оборудования. Это, увы, нередко приводит к трагедиям — взрывам в подъездах и квартирах. А все потому, что действовавшие до недавнего времени нормы позволяли обслуживать газовое оборудование в многоквартирных домах кому попало. Представьте себе: дом, пять подъездов и его обслуживают 25 организаций… А на самом деле никто там его не обслуживает. Между тем пять лет назад был принят в первом чтении законопроект, который четко регламентировал работу с оборудованием, давая право на это только специалистам газораспределительных компаний. Благодаря вмешательству председателя Совета Федерации Валентине Матвиенко мы эту тему с мертвой точки сдвинули, приняли закон, и сейчас только газораспределительные организации имеют право обслуживать оборудование в жилых домах. Считаю это важной инициативой с точки зрения безопасности для россиян.

- А какие проблемы, напрямую касающиеся интересов соотечественников, вы намерены решать в правовом поле в следующем году?

Мы продолжим работу над совершенствованием законодательной базы, в том числе в сфере горно-охранных санитарных зон. Раньше здесь ничего нельзя было сделать. Если дерево стало старым или по каким-то причинам засохло или вымерзло, то нельзя было вместо него посадить новое. Это убрать, а новое посадить — нельзя, уголовная ответственность. Мы приняли соответствующее решение и уже подписаны изменения в нормативном акте Правительства. Теперь эти вопросы решать станет легче. Другая тема касается курортных городов. Меня как главу рабочей группы Совета Федерации по вопросам комплексного развития Кисловодска давно волнует проблема загрязнения воздуха городов-курортов автомобильными выхлопными газами. Машины везде, в том числе и в центре города дымят, коптят… Какой здесь отдых? Как человек в таких условиях может набраться здоровья, когда там столько гари? Поэтому мы занимаемся этим вопросом, чтобы хотя бы в курортных городах местные власти получили возможность регулировать этот процесс.

- То есть вы предлагаете ввести запрет на автотранспорт в курортных зонах? А на чем люди будут передвигаться от здравницы к здравнице?

Не на весь транспорт. К примеру, автомобили без катализатора, который обеспечивает полное сгорание топлива, не могут использоваться в курортном городе. Или автомобили с двигателями по стандартам Евро 2-3. Есть перехватывающие стоянки, оставляй машину там, но в город на дымящей повозке въехать не можешь. Иди, пользуйся общественным транспортом, который постепенно у нас переходит на электрическую тягу. Сегодня местные власти никаких прав в этом вопросе не имеют.

- У региональных властей тоже такие полномочия отсутствуют?

Губернаторы тоже не всесильные. Вот недавно один глава региона принял решение запретить езду на самокатах по тротуарам в парках. Для защиты детей от лихачей в первую очередь. Прокуратура его наказала. Ну как так? Вот сейчас будем работать над тем, чтобы нормализовать эти перекосы в законодательстве. Мы же с муниципалитетов и региональных властей спрашиваем, а прав-то у них на самом деле нет никаких. Все должны сказать из Москвы: можно или нельзя.

- То есть, получается, федеральный Центр не все сферы может регулировать эффективно?

Может, но на местах все же зачастую виднее. Например, по действующим федеральным нормам нельзя срывать белый гриб, если у него такой синеватый цвет под шляпкой. Уголовная ответственность — до шести лет лишения свободы. Я спрашиваю: ложись на землю, загляни туда… ты увидишь, какой цвет внизу? Тот, кто прописывал эту норму, хотя бы один раз грибы собирал? А она действует, эта норма.

- Если бы кто другой сказал, не поверил бы, что такое возможно.

А вот еще пример. Бабушке 92 года, пошла в лес собрать землянички. Ее останавливает лично директор заповедника, спрашивает: что там в лукошке? Говорит, земляничка, внучек. Тот высыпает ягоды на землю и давит ногами, потому как не положено в заповеднике ягоды собирать. Она говорит ему: я твою бабушку знаю, мы вместе оккупацию пережили в войну. Но даже немцы, видя, что селяне голодают, отводили их в лес и позволяли собирать дары природы. Получается, чиновник поступил в этом случае хуже оккупанта? Нет, это действует правило, которое мы, законодатели, придумали, и оно не позволяет собирать ягоды и грибы в заповедниках даже тем людям, которые там из покон веков живут. Вот подобные вывихи мы и должны устранять.

- К сожалению, бездушные чиновники еще встречаются. Вот бы всем таким коленом под зад, а зарплату перераспределить между теми, кто умеет, а главное, хочет работать, приносить людям пользу. Такое возможно?

К этому есть и объективные предпосылки. У нас все министерства, которые имеют представительства в регионах, плачутся, что у чиновников низкая зарплата на местах. И это правда. Мы сейчас подняли МРОТ, и у нас получается нонсенс: сотрудник администрации муниципальной и уборщица будут получать одинаково. И тут действительно поможет сокращение численности чиновников, в том числе федеральных. У нас сегодня куда ни глянь, везде полковники, даже на посту стоит полковник палкой машет. Участковый теперь до полковника может дослужиться. Труд участкового, конечно, важен. Это, по сути, главный полицейский, но у него ведь не полк в подчинении. Конечно, нужно сокращать численность и федеральных, и региональных, и муниципальных чиновников. Но при этом оставить фонд оплаты труда. Чтобы эти деньги пошли на повышение заработной платы на местах.

- Тема острая, и под каждым вашим словом подпишется любой россиянин, но предлагаю все же перевести разговор в более приятную плоскость. Я про льготную ипотеку. Многие соотечественники ею воспользовались, но, как теперь выясняется, помимо пользы она имела и не совсем приятный сопутствующий эффект: цены на первичку за последние три года удвоились. Ваше мнение: нужно сохранять программу и если да, то в каком виде?

Я говорил, говорю и буду говорить: мы к льготной ипотеке подходили непродуманно. Никакого снижения цены жилья для потребителя благодаря льготным кредитам не происходило и не могло произойти. Потому что львиная доля таких кредитов уходила туда, где и без них люди приобретали бы себе жилье. С другой стороны, заемщик приходит в банк и не понимает, из чего складываются эти 80 тысяч рублей за квадратный метр. А там в том числе сидит та часть цены, которая поднялась за счет стоимости ипотечного кредита. Вопрос: нужна такая льготная ипотека? Нужна, но только не в Москве, не в Санкт-Петербурге и других мегаполисах, а там, откуда народ уезжает в поисках лучшей жизни. Нужно задержать там людей. И за счет высвободившейся части средств, которая ранее направлялась на обеспечение льготной ипотеки в экономически развитых территориях, кредиты можно будет давать на этих территориях хоть под три процента, но там, где нам реально нужно удержать людей на территории и тем самым поддержать на таких территориях экономическую активность.

- Как на Дальнем Востоке?

Да, но там еще меньше — под два процента годовых выдают. Но таких Дальних Востоков у нас много… а что Кострома, Иваново, Орел, Тыва — там разве это не нужно? Конечно, нужно. Вот здесь льготную ипотеку нужно поддерживать, и, уверяю, никакого отрицательного влияния на рынок она не окажет. Не будет из-за этих ипотечных кредитов в целом по стране дорожать жилье. А если опять направлять деньги в Москву, жилье продолжит дорожать.

- Вот, наконец, добрались до темы денег. Некоторые эксперты считают возможным отказаться от них. В том смысле, что избавиться от кубышки, направить деньги из ФНБ в экономику. Есть в этом какой-то смысл?

Есть всякие горячие головы. Я считаю, что Правительство и Минфин правильно делают, что имеют такую заначку, главное, чтобы она была ликвидна в полном объеме. Частично из фонда берут деньги и на покрытие дефицита, но в 2025 и 2026 годах туда залезать не планируют. Деньги ФНБ сегодня расходуются на перспективные задачи, на важные инфраструктурные проекты, например с использованием средств ФНБ была построена Кольцевая центральная дорога в Московской области, осуществляется модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог. По данным Минфина, на 1 ноября 2023 года объем ФНБ составил более 13,5 триллиона рублей, к концу 2024 года он должен составить 14,9. Это хорошо. У нас всякие ситуации периодически возникают, и подушка безопасности, конечно же будет не лишней.