Что важнее зарплаты? Ставка по ипотеке
Автор: Михаил Хорьков,
заместитель председателя комитета по аналитике Российской гильдии риэлторов
За последние несколько лет ипотека перестала быть просто финансовым инструментом и превратилась в важнейший социальный индикатор, по которому оценивают эффективность государственной политики.
Ипотека не уходит из информационной повестки ни на день. Вокруг ипотечного кредитования постоянно ведутся дискуссии, возникают инициативы и принимаются решения относительно жилищной проблемы. Что это за проблема и в чем ее суть, почти никого не интересует. Сегодня для рынка очевидно, что она может быть решена путем роста доступности ипотеки.
Медийный шум вокруг этой темы свидетельствует о том, что ипотека перешла из экономической плоскости и закрепилась в политической. Таким образом, когда мы оцениваем перспективы развития этого рынка, недостаточно смотреть на экономические параметры, ключевую ставку и состояние банковского сектора. Картина рынка будет неполной без политического аспекта и оценки ипотеки в качестве одного из ключевых инструментов социальной деятельности государства.
Ипотека как социальный индикатор
С каждым днем вокруг ипотеки все больше инициатив. То льготный период увеличивают, то предлагается распространить программу с 6%-ной ставкой на вторичный рынок. На радость заемщикам, которые не могут платить по кредиту, вводятся ипотечные каникулы. Граждане России должны понять, что государство работает над этим вопросом и делает все, чтобы жилье стало доступным.
Надо полагать, что дальше будет еще больше предложений, обсуждений и решений, направленных на улучшение жизни «отдельных категорий граждан». Теперь ипотека — точно такой же индикатор, как средняя зарплата, доходы населения или рождаемость и смертность. Поэтому вполне логично, что ее будут использовать в политических целях. И в этой плоскости у государства может получиться сделать ипотеку доступной, а заботу о гражданах реальной. Потому что в политической плоскости важен не эффект от реализации государственных программ, а их восприятие. Если большинство будет считать, что государство заботится о многодетных семьях, значит результат достигнут.
Семьи второго сорта
В политической плоскости можно утверждать, что льготная ипотека в России работает. Огромное число жителей нашей страны уверены, что семьям с детьми дают льготную ипотеку. Но большинство не знают о том, что эти льготы есть у ограниченного круга семей. Между тем государство поделило все семьи с детьми на первый и второй сорт. Первый сорт — те, у кого второй ребенок родился в 2018 году и позже, им ипотека под 6%, а остальным — почет и уважение. Эти решения далеки от демографической проблематики и незаметны с точки зрения поддержки строительной отрасли. Но они вполне эффективны с позиции политика.
После введения льготной ипотеки огромное число людей в стране ощутило заботу государства о своих гражданах. И лишь немногие многодетные семьи, которые не могут решить вопрос с расширением площади жилья, подумали о несправедливости государственной политики. Но политика так и работает, важно мнение большинства. Большинство меры по стимулированию рождаемости понимает и одобряет. Стране нужны новые метры и новые люди. Те, что уже есть, никуда не денутся.
Шансы и риски рынка ипотеки
Государство в этом направлении особо не рискует. Число родившихся падает и будет продолжать снижаться в следующие годы. Число льготных заемщиков быстро расти не будет. История со льготной ипотекой под 6% в ближайшее время останется медийным проектом.
На демографических тенденциях это решение не отразится, но поможет отдельным семьям. Для рынка жилья объем стимулирования слишком мал, но девелоперы благодарны и за это.
Сделав ставку на ипотеку как на элемент социальной политики, государству будет сложно отказаться от такого подхода в будущем. В ипотечные льготы в ближайшее время будет вовлекаться все больше категорий населения. Но отсутствие системы и четких целей такой политики смажет общий эффект для рынка жилья и не решит реальных проблем. Поэтому для профессионального сообщества становится крайне важным поддерживать разумные для отрасли идеи и противостоять нерабочим решениям.