На «загородке» Подмосковья растут продажи: 3/4 покупателей – ипотечники, и 37% из них берут льготные кредиты
На первичном загородном рынке Московской области динамика продаж положительная: за год количество купленных коттеджей увеличилось на 31%, УБП — на 22%, подсчитали в Аналитическом центре ИНКОМ-Недвижимость. По данным экспертов компании, 3/4 сделок в общем объеме составляют ипотечные. Но не все заемщики нацелены на льготное кредитование, поскольку оно устанавливает ряд условий при выборе объекта. Летом и в сентябре таких было 25%, в октябре доля выросла на 12 п.п., до 37%. В перспективе основной спрос на «загородке» будут формировать те, кто имеет возможность взять ипотеку с господдержкой, прогнозируют в ИНКОМ-Недвижимость.
На рынке загородной недвижимости доля ипотечных сделок в общем объеме составляет 75%, за год их количество увеличилось на 17%, приводит свою статистику ИНКОМ-Недвижимость. Летом и в сентябре не более четверти кредитов покупатели брали по льготным программам. В октябре доля льготной ипотеки в общем составе ипотечных сделок увеличилась до 37%, и специалисты прогнозируют ее дальнейший рост.
«Когда разница в ставках была не очень значительной (льготная ипотека 7–8% и рыночная 10–11%), большинство покупателей предпочитали именно рыночную. Суть в том, что условия кредитования с господдержкой предполагают ограничения при выборе объектов недвижимости. А для получения обычной ипотеки подходит практически любой объект, стоящий на кадастровом учете, — объясняет Татьяна Максимова, начальник отдела направления ’’Загородная недвижимость’’ ИНКОМ-Недвижимость.
— После подорожания рыночных кредитов разница в ставках увеличилась почти до двух раз, и, соответственно, часть покупателей просто отказываются от приобретения загородной недвижимости, которая не соответствует требованиям льготной ипотеки. Очевидно, что субсидированные жилищные кредиты не будут выдавать вечно, поэтому многие стараются сейчас не упустить свой шанс. Все это способствует перераспределению спроса в пользу сделок по льготным ставкам.
Сегодня мы отмечаем активность покупателей в возрасте до 35 лет: преимущественно это молодые семьи, в зависимости от финансовых возможностей и представлений о загородной жизни они выбирают либо участки без подряда для постройки дома, либо готовые коттеджи, зачастую используют льготную ипотеку и материнский капитал в качестве первоначального взноса».
По итогам 3 квартала этого года на первичной «загородке» Московской области было продано 670 коттеджей и 6 тыс. участков без подряда (УБП) — за год объемы продаж выросли на 31% и на 22% соответственно, отмечают специалисты Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость.
Комментирует Дмитрий Таганов, руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость:
«Постепенно выходят новые проекты с застройкой, и выбор у покупателей стал шире — сейчас в рекламе 5,8 тыс. готовых коттеджей и участков с подрядом, за год предложение увеличилось на 59%. Количество УБП за этот период практически не изменилось, потому что новые ликвидные объекты быстро раскупают. Земельный формат бессменно лидирует на первичном загородном рынке: из представленных здесь 42,3 тыс. лотов 35,7 тыс. шт. — это УБП».
По данным АЦ компании, усредненная стоимость первичного коттеджа в Подмосковье составляет 25,7 млн руб. (за год —16%); УБП в среднем оценивается в 3,4 млн руб. (за год —29%).
92% сделок приходится на масс-маркет (79% покупок объектов экономкласса, 13% комфорт-класса); 5% лотов в спросе относятся к категории бизнес, 3% занимает элитная недвижимость.