Российские банки получат возможность выпускать облигации, обеспеченные любыми однородными активами
В ближайшее время, может быть, уже в следующем году, российские банки должны получить возможность выпускать облигации, обеспечением под которые будут служить портфели любых однородных активов. Это предусматривается законопроектом о секьюритизации, который подготовлен ко второму чтению в Минфине, и в осеннюю сессию он должен быть внесен в Думу. Об этом законопроекте, открывающихся с его помощью возможностях, уже имеющейся в России практике секьюритизации и нечастых пока попытках выпустить облигации, обеспеченные залогом из пулов автокредитов и кредитов малому и среднему бизнесу, рассказывали участники форума «Ипотечные ценные бумаги и секьюритизация в России», организованном агентством Cbonds. Форум прошел 10 октября 2013 года в Москве в отеле Кортъярд Марриотт Москва Центр.
Сейчас наиболее активно банки выпускают облигации, обеспеченные ипотечными кредитами. Если предложения Минфина будут приняты, облигации кредитных организаций смогут обеспечиваться денежными средствами в рублях и иностранной валюте, ценными бумагами и даже беззалоговыми потребительскими кредитами.
Первое чтение законопроекта о секьюритизации состоялось в 2009 году, однако затем документ не прошел согласования в профильных ведомствах. Цель вносимых сейчас поправок – дать финансовым организациям право привлекать финансирование под потребительские займы, автокредиты, портфели кредитных карт, кредиты малому и среднему бизнесу.
В том же законопроекте предложено создать в России специализированные финансовые общества, которые станут аналогами иностранных посредников при выпуске облигаций – SPV-компаний (special purpose vehicle). SPV-компании, зарегистрированные, как правило, в Голландии, использовались при первых выпусках ипотечных облигаций в нашей стране в 2006 году. Именно они официально считались эмитентами евробондов, а российские компании несли за их работу финансовую ответственность. Введение в отечественную финансовую практику аналогов SPV-компаний будет способствовать деофшоризации российской экономики. SPV планируется освободить от обложения доходов, полученных в связи с осуществлением уставной деятельности, как это предусмотрено и для действующих ипотечных агентов.
Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) планирует в декабре этого года закрыть сделку по размещению выпуска облигаций объемом около 3 млрд рублей, обеспеченных ипотечными портфелями нескольких банков, выдающих ипотечные кредиты по стандартам АИЖК. Об этом сообщила на форуме заместитель генерального директора АИЖК Наталья Кольцова.
В пилотном выпуске облигаций примут участие четыре региональных оператора агентства – Дальневосточный ипотечный центр, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Кемеровской области, Красноярский краевой фонд жилищного строительства и Новосибирское областное агентство ипотечного кредитования.
К ним со своим пулом ипотечных закладных присоединится также непосредственно АИЖК, доля которого в выпуске составит порядка 50%. «В декабре весь выпуск выкупим на себя, а в следующем году выставим облигации на вторичное рыночное размещение», – сказала Кольцова.
Эмитентом выступит Восточно-сибирский ипотечный агент АИЖК, ставка квартального купона по выпуску составит 8,75% годовых.
По словам Кольцовой, на организованном биржевом рынке сейчас обращаются 19 выпусков вторичных бумаг, в выкупе которых участвовала АИЖК. При этом участие АИЖК в выкупе бумаг растет: еще на 1 января 2013 года их было 12. Но при этом доля участия АИЖК в каждом выпуске снижается, так как на рынке растет спрос на эти бумаги, отметила эксперт.
Сейчас АИЖК выступает маркет-мейкером на Московской бирже по своим облигациям, и поддерживает двухсторонние котировки на них – на спрос и на покупку. Также ипотечное ведомство ведет переговоры с ведущими мировыми информационными агентствами о том, чтобы на их терминалах и новостных лентах публиковались котировки облигаций, и в ближайшее время цены бумаг появятся в Reuters, выразила надежду Кольцова.
Председатель правления Банка жилищного финансирования Руслан Исеев представил на форуме (на примере возглавляемого им банка) сравнительный анализ практики о том, какая стратегия выгоднее при управлении ипотечным портфелем – рефинансирование или секьюритизация. Он отметил, что БЖФ – это банк сравнительно небольшой, и в классическую ипотеку он пришел после кризиса 2008 года. Сейчас в месяц выдается примерно 1 млрд рублей кредитов, и выдача и обслуживание ипотечных кредитов составляет около 95% бизнеса банка. Именно потому, что банк сосредоточен на выдаче довольно долгих по срокам их жизни кредитов, для него остро стоит проблема фондирования, которую можно решить несколькими способами. Первый из них – классический путь привлечения депозитов, но тут Исеев сообщил, что он не откроет рынку никаких секретов. Другой путь – это продажа пулов ранее выданных ипотечных кредитов. Здесь банк использует два способа – например, в пользу АИЖК, при этом банк продолжает обслуживать свои кредиты, и в рынок, при этом кредиты уходят с баланса, и обслуживание их, а соответственно, и доходы от погашения кредитов банк теряет – их получает покупатель.
Продажа портфелей ипотечных кредитов – это не самый оптимальный инструмент фондирования, но продажа пулов имеет свои плюсы, отметил Руслан Исеев. Плюсы в том, что сделку можно организовать быстро, а кроме того, и сам рынок предлагает премию к цене портфеля. «Но если мы только и делаем, что выдаем ипотеку и продаем уже выданные пулы, мы сильно зависим от конъюнктуры рынка как в вопросе, а будут ли дальше у нас спрос на кредиты, и в решении вопросов привлечения средств на выдачу новых кредитов, если спрос все-таки будет», – заявил банкир.
Банк уже прибегал к инструментам секьюритизации: одна сделка закрыта в прошлом, 2012 году, а в середине 2014 года панируется закрыть с АИЖК вторую сделку. Эффективная стоимость привлечения фондирования при секьюритизации ниже, чем решение проблемы через сбор депозитов от физических лиц. К минусам секьюритизации Исеев причислил такую проблему: пока банк копит пул на продажу, ему как-то надо решать проблемы текущего фондирования. Но через продажу снимаются все процентные кредитные риски, и разгружаются нормативы, например, нормативы до достаточности капитала. Но, опять же отметил банкир, банк теряет маржу, что негативно сказывается на его прибыльности.
Так как БЖФ-банк организация небольшая, то важно наличие разнообразных инструментов рефинансирования при накоплении пула портфеля. А вот когда сделка по продаже пула завершена, надо иметь очень хорошую IT-систему и четко прописанные процедуры по обслуживанию кредитов, чтобы не тревожились те клиенты, чьи кредиты ушли с баланса, и вовремя отслеживать тех клиентов, кто допускает просрочку. Кроме того, при накоплении просрочки банк обязан выкупать у АИЖК кредиты обратно, а это и не очень удобно и приятно, заметил Исеев.
Обратил Руслан Исеев снимание и на тот факт, что поскольку ипотечные кредиты погашаются клиентами ежемесячно, то и банк, обслуживая кредит, получает доход тоже раз в месяц. А вот когда банк выпускает облигации, обеспеченные пулом ипотечных кредитов, то купон по бумаге АИЖК платит ежеквартально. Этот разрыв в платежах сильно бьет по марже банка, хотелось бы сделать выплат купона ежемесячной, так как практика ежемесячной выплаты купона уже давно сложилась на международном рынке, заявил Исеев.
Коснулся Исеев и особенностей такой бумаги, как ипотечный сертификат. Ипотечные сертификаты участия для банка выглядят как продажа пула кредитов с сохранением функции обслуживания за банком – таких сделок на рынке было уже несколько, но, как сказал Исеев, «я не уверен, что они были рыночными. Очевидно, инвесторами этих бумаг были негосударственные пенсионные фонды, аффилированные с банками, выпустившими бумаги».
Глава казначейства банка «Дельтакредит» Сергей Гришаев рассказал на форуме о практике фондирования специализированного ипотечного банка и инструментах долгосрочного финансирования. Он сообщил, что практически 100% кредитного портфеля банка – это ипотека. Банк изначально задумывался как монолайнер, и по этой модели работает с 1998 года. Продажи кредитов идут по двум каналам – 80% объема всего ссудного портфеля банк формирует в своих офисах, и 20% ипотеки продается в отделениях банков-партнеров. «Дельтакредит» – это один из банков французской группы Societe Generalе и одновременно четвертый банк по величине ипотечного портфеля после государственных банков – Сбербанка, ВТБ24 и Газпромбанка.
Система фондирования банка строится на понимании того постулата, что ипотечный бизнес низкомаржинален, и ему нужны дешевые пассивы. Специализированный ипотечный банк должен уметь конкурировать с госбанками, которые благодаря доступу к дешевым государственным средствам имеет возможность выдать ипотеку по довольно низкой ставке. Поэтому фондирование у такого банка должна быть низкозатратным и при этом хорошо масштабированным, то есть привлекаться крупными пулами и при этом не наращивать общие расходы. Гришаев сообщил, что бывали годы, когда доля материнской структуры в фондировании компании занимала 38%, но банк не может зависеть от одного источника фондирования. Поэтому доля денег группы в фондировании сейчас не превышает 25%. Корпоративные облигации в привлечении средств банка составляют – 12%, и 23% фондирования приходится на средства международных инвесторов.
Кроме того, у банка всегда должен быть запас ликвидности – для выдачи уже одобренных кредитов, так как одобрение кредита физическому лицу действует в течение трех месяцев.
К концу 2014 года доля секьюритизированных активов банка должна достигнуть 44%. На сегодня облигации на 25 млрд рублей выпущены по европейской модели, то есть через SPV-компании, и на рынке обращаются 5 выпусков таких бумаг. Европейская модель имеет такое преимущество – облигации могут иметь рейтинг выше, чем рейтинг самого банка. Кроме того, при банкротстве эмитента этих бумаг облигации не включаются в конкурсную массу, то есть по ним инвестор будет получать выплаты не из последней очереди и по номиналу.
Облигации с ипотечным покрытием, выпускаемые с баланса банка, более понятны инвесторам, и стоимость этого фондирования можно сравнить со стоимостью выпуска банком обычной облигации, добавил Сергей Гришаев. В конструкции жизненного цикла этих бумаг есть лишь настройка, создаваемая для учета бумаг в спецдепозитарии, поэтому и стоимость этих облигации для банка их чуть выше – ровно на стоимость услуг депозитария и за счет того, что надо платить за ведение рейтинга этих облигаций.
Управляющий партнер адвокатской компании «Линия Права» Дмитрий Глазунов рассказал о новациях законодательных актов, влияющих на выпуск и обращение облигационных займов. Он рассматривал два документа – новую редакцию глав Гражданского кодекса, касающуюся рынка ценных бумаг, и новые стандарты эмиссии, которые скоро будут опубликованы, но при этом эти стандарты уже размещены на сайте Службы по финансовым рынкам (бывшей ФСФР).
Применительно к облигациям с ипотечным покрытием эти документы устанавливают правило – любые изменения в правила пуска ценных бумаг можно вносить вплоть до их погашения, нельзя менять лишь условия размещения бумаг. В правила эмиссии ценных бумаг введен институт владельцев облигаций – им стало собрание облигационеров, и теперь изменения в объем прав по бумагам можно вносить лишь с согласия этого собрания. Раньше при регистрации займа в ФСФР действовало правило о том, что выпуск облигаций должен быть размещен строго в течение года после регистрации проспекта эмиссии. Даже если эмитент по каким-то причинам отказывался от выпуска бумаги на рынок, по истечении года требовалось регистрировать так называемый нулевой отчет и начинать готовить новый выпуск. А сейчас можно срок размещения бумаг продлевать – 3 раза, то есть можно выпуск размещать в течение трех лет после регистрации проспекта ценной бумаги, отметил Дмитрий Глазунов.
Прописан в правилах и отказ эмитента от размещения – раньше такого права закреплено не было, и даже если эмитент не хотел размещать бумаги, например, в случае нахождения иного источника привлечения денег, то он после года должен был регистрировать нулевой отчет и просить ФСФР аннулировать выпуск. Теперь если даже эмитент зарегистрировал проспект эмиссии и потом принял решение не выпускать бумаги в рынок, то эмитент имеет право отказаться от выпуска простым уведомлением.
Ранее вторичные торги по бумаге могли начаться лишь после истечения двух недель после оплаты инвесторами размещенного выпуска, но поскольку большинство облигаций в России всегда размещалось на бирже, то и оплата происходит фактически в день размещения. Поэтому и это требование регулятор снял – теперь и вторичные торги на бирже по облигациям можно начинать на следующий день после аукциона по продаже бумаг, заявил Глазунов.
Коснулся юрист и момента перехода прав на закладные – закон об ипотеке говорит, что переход прав происходит при нанесении на бумагу передаточной надписи. Но что делать, если передаточная надпись не могла быть нанесена при передаче – например, если бумагу новый владелец получает при наследовании? Теперь такую надпись может сделать третье лицо – например, нотариус. Это новация прописана в ГК.
Старший менеджер управления секьюритизации компании «ВТБ-Капитал» Дмитрий Дорофеев сообщил, что его выступление – это взгляд посредника на ипотечные бумаги между эмитентом и инвестором. По его словам, ипотечная ценная бумага – зверь на нашем рынке пока довольно редкий, поэтому рассказал про отличия этих долгов от обычных облигаций. По корпоративным бондам инвестор всегда видит четкую схему погашения долга и выплат купонов. По ипотечным облигациям, выпущенным через агента, этого нет, и сам принцип погашения основан на том, что весь основной долг тела бумаги погашается в ходе процесса возврата заемщиками ипотечных кредитов. Поэтому и срок выплат основного долга заранее неизвестен.
Поэтому продавец бумаги для того, чтобы спрос на его долг был, должен показать, что выплаты по бумаге будут идти регулярно, тогда эти облигации будут привлекательнее, чем ОФЗ. А если бумага продается с дисконтом, то инвестор заинтересован в том, чтобы выплаты по ней начались быстрее. Но в России пока все бумаги размещаются по номиналу, но, возможно, отечественный рынок придет к тому времени, когда конкурс при размещении на бирже будет проводиться не за доходность купона, а по цене размещения, отметил эксперт. При этом Дорофеев обратил внимание на тот факт, что никогда нельзя забывать, что ипотечные кредиты в России обычно гасятся досрочно, поэтому, покупая бумагу, на выплаты по которой инвестор рассчитывает в течение пяти лет, через полтора года держателю бонда часто приходится фиксировать убытки.
До новаций в пенсионную реформу, которые озвучило правительство в сентября этого года и которые гласят, что отчислений работающих граждан по итогам этого года пенсионные фонды не получат, основными покупателями ипотечных ценных бумаг были Внешэкономбанк и пенсионные фонды, а также те компании, которые продавали страхование жизни. Именно этой части финансового рынка были интересны длинные бумаги. «Если накопительную часть НПФам вернут, то фонды вернутся на этот рынок», – считает Дорофеев.
АИЖК закрыло размещение своих облигаций на две недели назад, и весь объем размещен без привлечение денег ВЭБа, так как он не успел открыть лимит на бумаги, так что выпуск был рыночный, отметила Кольцова. Иностранных инвесторов среди них было мало, примерно 5%, все остальное – это управляющие компании, которые покупали облигации на деньги негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Но покупали и банки, и среди инвесторов кредитные организации составили процентов 30%, заявила она.