Челябинские банки скупают квартиры прогоревших на ипотеке за бесценок
Тот, кто берет жилищный кредит, редко задумывается, что его коммунальное счастье может закончиться. Вот и наши герои, когда-то успешные предприниматели, покупали квартиры в надежде там жить. Но бизнес дал трещину, отдавать долг стало нечем, и в какой-то момент банк потребовал выставить на продажу дорогую жилплощадь.
Боритесь за свои права
Челябинец Андрей задолжал банку 5 млн рублей. Пропустил месяц, другой. Когда понял, что денег в ближайшее время не предвидится, махнул рукой на ипотеку: пусть будет, как будет.
А вышло все довольно плохо. Банк оценил стоимость его квартиры ровно в 5 млн рублей. Выставляя жилье на продажу, суд сразу снизил цену на 20% (так положено по закону об ипотеке). А когда после первых торгов квартиру никто не купил, цена упала на 15%. После второго аукциона еще на 10%. В итоге квартиру фактически за полцены купил банк Андрея. А сам горожанин с женой и двумя ребятишками оказался на улице, да еще и остался должен банку больше двух миллионов.
— В таких случаях надо искать компромисс с банком, — советует председатель Челябинской областной общественной организации по защите прав потребителей «Советник» Вячеслав Курилин. — Обращайтесь к юристам. И чем раньше, тем лучше. Когда квартира попадет к приставам, менять что-то станет поздно.
Требуйте независимого эксперта и своего покупателя
На ипотечные деньги горожанин Денис купил жилой дом с большим земельным участком. До кризиса своего дела бизнесмен не успел вернуть банку 4 млн рублей. История повторилась: банк потребовал выставить дом на продажу и оценил его стоимость в 2,7 миллиона рублей.
Возмущенный мужчина подал иск в суд. Денис попросил провести независимую экспертизу. Она подтвердила, что дом можно продать гораздо дороже — за 7 миллионов. Этих денег достаточно, чтобы полностью погасить долг по ипотеке и купить небольшую квартиру в Челябинске.
— Банки часто занижают стоимость ипотечного жилья, поэтому требуйте независимую экспертизу, — учит Вячеслав Курилин. — А также ищите своего покупателя. При согласии банка заложенную квартиру можно продать до ее передачи судебным приставам. У приставов, как мы видим, цена упадет чуть ли не в половину.
Кстати, многие опасаются покупать заложенные или арестованные квартиры. Вдруг сделка сорвется, и деньги будут потеряны? На этот случай существует такая банковская услуга, как «аккредитив». Суть ее в том, что покупатель кладет деньги в банк (можно даже в другой), а финансисты перечисляют их продавцу только после того, как новый владелец получает «зеленку». Если сделка сорвется, все деньги вернут покупателю.
Старайтесь вернуться в график
Артем не смог платить за квартиру, когда вернуть банку оставалось 4 млн рублей. За эту же сумму банк предложил выставить его жилье на продажу. Испугавшись такой перспективы, Артем внес 500 тысяч рублей, надеясь вернуться в график. Но финансисты тут же начислили ему пени и штрафы, в итоге долг вырос до 6 миллионов. А рыночная цена, по которой банк собирался продать квартиру, почему-то упала всего до трех.
Обосновать свою бухгалтерию банк отказался. Тогда Артем через суд повел бухгалтерскую экспертизу своих платежей и независимую оценку жилья. Реальная цена квартиры оказалась гораздо больше ипотечного долга. В итоге суд отказал банку во взыскании на квартиру, а Артем смог вернуться в привычный график погашения долга.
— Тенденция очевидна: некоторые банки действительно покупают квартиры своих должников за бесценок. В худшем случае люди теряют жилье и остаются в долгах. Но если вовремя заняться делом, можно вернуться в привычный график платежей, — говорит Вячеслав Курилин. — Зачем банкиры делают это? В большинстве случаев, купив квартиру за бесценок у приставов, банк продает ее позже по рыночным ценам. А иногда банк упорствует, потому что квартиру уже «отписали» кому-то. Как бывший сотрудник банка, я могу подтвердить, что это тоже присутствует.