Специальный ипотечный продукт для Дальнего Востока будет создан к июню
Создание специального ипотечного продукта для Дальнего Востока к июню 2016 года станет еще одним шагом к повышению доступности жилья в регионе. Об этом заявил министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка, в эфире программы "Поздняков" на НТВ. Он также рассказал о взаимовыгодной дружбе с Китаем и "лифтах" для российского бизнеса, о налоговых льготах и борьбе с коррупцией. РИА PrimaMedia публикует полную текстовую версию интервью министра телеканалу.
О пользе китайских предприятий для Дальнего Востока
Будут создаваться рабочие места. При этом приоритет — для граждан Российской Федерации. Не менее 80% рабочей силы должно быть из России, и не более 20% из других стран.
Хочу особо подчеркнуть это: китайские инвестиции возможны при обязательном, безусловном и строгом соблюдении экологического законодательства Российской Федерации, которое является одним из самых строгих в мире.
Те начальные инвестиции, которые идут на Дальний Восток, новые механизмы, которые созданы российским государством, — это и территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Фонд развития Дальнего Востока, — это все-таки российские инвестиции. Сегодня по факту они преобладают.
Я напомню: наш президент Владимир Путин в своей программной предвыборной статье очень ярко и выразительно сформулировал, что во взаимоотношениях с Китаем для России очень важно поймать в свои паруса китайский ветер той экономической мощи, той экономической силы, которая Китаем набрана. Очень многие страны тоже хотят поймать китайский ветер в свои паруса. Надо понимать, что тот, кто изолируется, в долгосрочной перспективе проигрывает. И что очень важно: мы четко и последовательно проводим линию, и будем ею руководствоваться всегда, о взаимовыгодном сотрудничестве.
О конкуренции на Дальнем Востоке и "лифтах" для малого и среднего бизнеса
Будет сложно назвать предприятии чисто китайскими. У нас же собираются автомобили в России под торговыми марками других стран, и они становятся таким образом российскими. Потому что производство у нас локализовано. И добавленная стоимость, и рабочие места, и налоги — они в России остаются.
Любая страна мира приветствует иностранные инвестиции, создает условия для того, чтобы эти инвестиции приходили. Мы делаем то же самое.
Конкуренция, которая в этой связи возникает, от нее выигрывают люди, потребители. Когда мы сможем к себе на Дальний Восток привлечь инвестора, производящего продукцию на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, от этого вообще все выиграют. Потому что приход такого инвестора — это спрос на местный бизнес.
Практика показывает, что современные бизнес-модели современных глобально конкурентоспособных компаний предполагают активный аутсорсинг и формирование спроса на местных поставщиков. Никто за собой поставщиков не тянет, когда локализует производство в той или иной стране. Нужен местный бизнес, местные малые и средние компании, которые могут этим якорным инвесторам помогать в реализации бизнес-моделей.
Это взаимовыгодная история, на самом деле. Качественно у нас на Дальнем Востоке не может рынок увеличиться. Вот раз — и стать в 10 раз больше. Не будет этого. А такого рода якорные инвесторы — это "лифт" для развития малого и среднего бизнеса на Дальнем Востоке.
Об инвесторах, миллиардах и ТОРах
30 марта прошлого года вступил в силу закон о ТОРах (территориях опережающего развития — прим. ред.). Министерство по развитию Дальнего Востока разработало новый механизм и реализовало его в законе. Приняты подзаконные акты, создано 12 такого рода объектов.
Объем заявленных частных инвестиций в них составляет на сегодняшний день 444 млрд рублей. И 35 млрд рублей инвестиций бюджетных.
Это инвестиции, когда формируется соответствующий земельный участок. К нему подтягиваются необходимые коммуникации, делается планировка территории. Для того чтобы инвестор пришел и не мучился с этими вопросами — подключением к сетям, землей, инфраструктурой. Все это готово.
Но вы посмотрите, какое соотношение: 444 млрд частных, 35 млрд бюджетных (инвестиций — прим.ред). Более чем в 10 раз. Это очень хороший так называемый мультипликатор. И сегодня мы обоснованно рассчитываем, что он будет еще выше. Потому что ориентировочно заполняемость теми заявленными инвестиционными проектами в ТОРах составляет около 70% их площади. Соответственно, еще 30% свободно. И еще новые инвесторы придут, но они придут на ту же инфраструктуру, которая уже создана.
О пути к светлому будущему
Нам, конечно, нужно больше рассказывать и показывать. С точки зрения экономической оценки, условия стали еще лучше. У нас после девальвации рубля издержки на Дальнем Востоке, если сравнивать их с издержками ведения бизнеса в Китае, в Корее, в Японии, сократились более чем в два раза. В ТОРах и в Свободном порте Владивосток 10 лет льготный налог на прибыль, налог на землю, налог на имущество. При том, что первые пять лет эти налоги вообще не уплачиваются. Страховые взносы вместо 30% — 7,6%. И это все действует. Прошел год — если это можно сделать быстрее, мне было бы интересно, где в мире это было сделано быстрее.
Человеческое измерение — это хорошая работа с хорошей зарплатой, с хорошими условиями труда.
Проводился опрос общественного мнения. Вот четыре основные вещи, которые волнуют людей: рабочие места, здравоохранение, хорошее ЖКХ и хорошее транспортное обслуживание. Не за год и не за два эти проблемы копились, но могу твердо и уверенно сказать, что мы будем прилагать все усилия, чтобы они решались.
О борьбе с коррупцией
В прошлом году проводили совместную коллегию с Генеральной прокуратурой, очень продуктивную. И в этом году готовим в июне месяце такое же мероприятие. Понимая при этом, что Минвостокразвития никак не может быть прокуратурой. Но видя проблемы, которые есть на Дальнем Востоке, мы обязаны самым тесным образом взаимодействовать и с правоохранительными органами.
О высоких ценах на электроэнергию
Мы получили поддержку президента не так давно — ближайшие два-три года цены на электроэнергию будут снижены. Десятилетиями существовала ценовая дискриминация и тарифное неравенство на Дальнем Востоке. Как, если вы имеете электроэнергию на Чукотке больше 10 рублей за кВт/час? И целый ряд проектов реализовываться не может из-за этого.
Недавно с губернатором Магаданской области мы готовили мероприятие — два крупнейших золоторудных проекта на Магадане. Каждый из них больше 80 млрд рублей. Если существующая цена на электроэнергию, то экономически не рационально. Снижаем ее до среднероссийской, — а это 3 рубля 19 копеек за кВт/час, — приходит 160 млрд рублей. Для Магаданской области это большие инвестиции. Это тысячи новых рабочих мест, это налоги и в федеральный бюджет, и в региональный бюджет. Это реальный новый уровень развития.
О приходе доступного жилья на Дальний Восток
Если говорить о ценах на жилье, было принято принципиальное решение в правительстве Российской Федерации — необходимо обеспечить, чтобы все без исключения регионы Дальнего Востока участвовали в программе "Жилье для российской семьи".
Последовательно прилагаются усилия для устранения локального монополизма, который в этой сфере существует. И история с приснопамятной компаний "Дальспецстрой" хорошо известна. И работа в этом направлении тоже ведется, чтобы этого локального монополизма не было.
И третье направление — вместе с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию договорились о том, что будет создан специальный ипотечный продукт для Дальнего Востока. К июню он будет готов.
Все это вместе: приход доступного жилья на Дальний Восток, упразднение локального монополизма и хорошая ипотека, конечно же, призваны решить проблему доступного жилья на Дальнем Востоке.