Доля ипотечных сделок на подмосковной «загородке» достигла 72%
Специалисты профильного Департамента ИНКОМ-Недвижимость рассмотрели динамику объемов ипотечного кредитования на рынке загородного жилья Подмосковья. Так, за год популярность ипотеки на «загородке» в целом выросла на 7 п.п.: в 2018-м этот финансовый инструмент использовали 72% покупателей. Еще более показательно сопоставление нынешних цифр с данными десятилетней давности: количество ипотечных кредитов на покупку участков без подряда (УБП) увеличилось за этот срок в шесть раз – до 60%, а на приобретение готовых коттеджей, таунхаусов и квартир в малоэтажных домах (МЖД) – в 2,5 раза, до 80%. Только в сегменте строящихся домов и участков с подрядом ипотечные сделки не показывают положительную динамику, оставаясь на уровне 10%. По словам экспертов компании, облегчение процедуры кредитования в данном формате было бы способно поднять спрос на «загородке» в два раза благодаря востребованности домов на этапе строительства.
По данным ИНКОМ-Недвижимость, в текущем году 72% покупателей на рынке загородной недвижимости Подмосковья взяли ипотечный кредит. 18% клиентов совершили приобретение в рассрочку или использовали свободные средства, а 10% воспользовались схемой trade-in. В 2017-м ипотечников насчитывалось меньше – 65%, обмен городского жилья на загородное осуществили 20% клиентов, оставшиеся 15% покупок были совершены с помощью рассрочки или «живых денег». Рост числа ипотечных сделок обусловлен продолжающимся снижением платежеспособности населения, а сокращение доли покупок с trade-in произошло по причине того, что оставшееся в наличии загородное предложение с застройкой имеет весьма высокий ценник, и покупатели, стремясь минимизировать доплату за загородный дом, завышают стоимость собственной квартиры – но в итоге это приводит лишь к срыву сделки.
Если рассматривать популярность ипотечных покупок в различных форматах, то чаще всего они встречаются в сегменте таунхаусов и квартир в МЖД, попадающих под действие закона №214-ФЗ, а также готовых коттеджей. Это наиболее благоприятная ниша для кредитования: в зависимости от проекта, доля сделок с привлечением ипотеки достигает здесь 80%, а иногда и 90%. Для сравнения: десять лет назад данный показатель равнялся 30%. Средний размер ипотечного займа в этом сегменте составляет 5,6 млн руб.
Популярность приобретения УБП в ипотеку возросла еще значительнее: с 10% в 2008 году до 60% в 2018-м. При этом сумма кредита в среднем равна 1,5 млн руб. Наконец, наиболее проблемный загородный сегмент для ипотечного кредитования – это строящиеся дома и участки с подрядом. Для одобрения кредита их покупателям приходится закладывать иное недвижимое имущество, а такая возможность есть не всегда. Как следствие, и десять лет назад, и сейчас доля ипотечных сделок здесь не превышает 10%.
«Сложность получения ипотеки на покупку строящегося объекта является сегодня главной проблемой кредитования на “загородке”, – говорит директор Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов. – Клиентов, которые хотели бы приобрести дом на этапе строительства, очень много, но добиться кредита им тяжело. При этом я считаю, что решение данного вопроса могло бы увеличить количество сделок на загородном рынке в два раза, а то и более. Подтверждение этого можно найти в городском сегменте: сегодня рост продаж на рынке новостроек во многом обусловлен тем, что люди покупают квартиры на этапе строительства и делают это с помощью ипотеки».
Ситуация осложняется тем фактом, что многие банки относятся к загородной недвижимости с недоверием: данный сегмент имеет недостаточную защиту со стороны государства, кроме того, он намного уже городского, а товарооборот в нем ниже.
«Банки бы относились к покупателям на “загородке” более благосклонно, если бы кредитовали загородное строительство, – отмечает Антон Архипов. – Но чаще всего они опасаются неверной оценки проекта – а оценка в нашем сегменте действительно сложна – и отказывают застройщикам, аргументируя свое решение высокими рисками».
В качестве альтернативы ипотеке выступают длинные рассрочки, а также строительство дома за счет девелопера с дальнейшей продажей его покупателю в ипотеку.
«По сути, эта схема максимально приближена к продаже готового дома, – комментирует второй вариант Антон Архипов. – Она требует от застройщика уверенного финансового положения, а таких игроков на рынке немного».
Если говорить о портрете среднестатистического заемщика на «загородке», то обычно это семейные люди в возрасте 30-45 лет с детьми. Предпринимателям получить ипотеку несколько сложнее, чем наемным работникам, поскольку их деятельность считают зоной повышенного риска.
«Перед тем как подавать заявку на кредит, необходимо проконсультироваться с ипотечными брокерами, которые занимаются загородным рынком, либо с профессиональными риэлторами, – советует Антон Архипов. – При вхождении в сделку важно понимать весь процесс от начала и до конца, а также трезво оценивать свои финансовые возможности. Стоит осознавать, что конечный продукт на “загородке” – это все-таки дом, и совершение покупки без него может обернуться пустой тратой средств. Поэтому, вероятно, лучше купить коттедж или таунхаус в ипотеку, чем земельный участок за свои деньги, который в случае отсутствия средств на строительство вскоре станет для вас просто обременением».