21 мая 2015
1007
поделитесь с друзьями

Московские девелоперы субсидируют ипотеку

Из-за резкого падения спроса на квартиры девелоперы готовы на любые ухищрения — от субсидирования ипотечной ставки до компенсации расходов на обучение детей покупателей в близлежащих к новостройкам элитных школах.

В конце апреля ЦБ понизил ключевую ставку до 12,5%, льготная ипотека, субсидируемая государством, выдается сейчас под 12% годовых. Но в интернете и на рекламных плакатах можно найти немало гораздо более выгодных предложений от застройщиков. РБК выяснял, насколько предлагаемые ими условия покупки жилья реальны.

Подозрительно дешево

В мае на московских улицах появились рекламные баннеры с заманчивым предложением от компании «Самолет Девелопмент». Застройщик предлагает купить квартиру в ЖК «Люберцы», взяв ипотечный кредит под 1% годовых. «Акция: ипотека 1%, квартиры с отделкой у метро» — гласят объявления. Сбербанк выдает кредиты под покупку жилья по этой акции под 11,9%, уточнил РБК сотрудник отдела продаж компании. Но девелопер предоставляет покупателю субсидию в 9,6% от стоимости покупаемого жилья, за счет которой переплата по кредиту в первые 28 месяцев составит всего 1%, утверждает он (детальные расчеты собеседник РБК предоставить не смог).

Есть и другие оговорки: акция распространяется только на однокомнатные квартиры площадью от 39 кв. м и на 2–3-комнатные квартиры от 50 кв. м. «Однушек» в продаже осталось только три, уточнил сотрудник отдела продаж «Самолет Девелопмент».

Маркетинговые ходы со ставкой в 1% — редкость, но получить ипотеку под 8–9% сейчас вполне реально, говорит менеджер кредитного брокера «Содействие». Разница между ставкой для клиента и банковской, по его словам, как правило, покрывается за счет застройщика. В прошлом году девелоперы подняли цены на жилье, так что у них есть возможность субсидировать ипотеку, объясняет собеседник РБК, но льготы распространяются на наименее востребованные квартиры. Требования к заемщику в таких случаях ужесточаются: у него должна быть хорошая кредитная история, а первоначальный взнос, как правило, должен составлять не менее 50%. Наконец, подобные условия, как правило, распространяются не на весь срок кредитования, добавляет эксперт.

Один из примеров — кредитная программа «Группы ЛСР» и банка «Открытие». Партнеры предлагают приобрести квартиры в ЖК «Новое Домодедово», «Нахабино Ясное» и «Донской Олимп» в кредит под 9%. Правда, эта ставка действует только в течение первого года. Дальше она увеличивается до 11,55–11,95% — в зависимости от срока кредитования. Максимальная сумма кредита должна не превышать 8 млн руб., а первоначальный взнос не может быть ниже 50%, уточнил РБК представитель застройщика Константин Верюжский. ЛСР сама субсидирует заемщика, говорит он: «За счет таких акций компания привлекает дополнительных клиентов».

Московский кредитный банк обещает ипотеку по ставке в 7,77% в жилом комплексе «Новое Медведково» застройщика «Осенний квартал». Продажей квартир здесь занимается риелторское агентство «Домус Финанс». Его сотрудник уточнил, что такая ставка также распространяется только на первый год кредитования, а дальше поднимается до 12%.

У компании «Мортон» есть программа совместно с ВТБ24: в первые три года заемщик платит банку ипотеку по ставке в 10%, дальше — 12%. Разницу банку оплачивает застройщик. «В ВТБ24 у нас аккредитовано около 15 проектов, — говорит представитель «Мортон» Игорь Ладычук. — Эта программа пользуется колоссальной популярностью у заемщиков». По его словам, квартиры с привлечением ипотеки от ВТБ24 и Сбербанка составляют сейчас около 80% от общих продаж компании.

ЖК «Царицыно-2» от застройщика ОАО «Московский комбинат хлебопродуктов» предлагает получить на покупку квартиры ипотеку от Россельхозбанка под 7,5%. Первоначальный взнос составит 20%, срок кредитования — до 15 лет. Правда, действует эта акция только в течение мая. А с середины месяца компания подняла цены в этом комплексе на 500 руб. за 1 кв. м, не стал скрывать представитель девелопера. Получить такие условия кредитования тоже сможет не каждый: на сайте застройщика в разделе «условия ипотеки» сказано, что итоговая процентная ставка определяется банком по каждому клиенту индивидуально, а «изменение условий может быть произведено банком в одностороннем порядке, без уведомления компании».

Как девелоперы борются за покупателей в кризис

1% — ставка по ипотечному кредиту, предлагаемая компанией «Самолет Девелопмент». Действует только в течение первых 28 месяцев

7,5-процентную ипотечную ставку предлагает застройщик «Московский комбинат хлебопродуктов». Ставка действует весь период кредитования, но он не может превышать 15 лет

9% — ипотечная ставка на квартиры в некоторых жилых комплексах «Группы ЛСР». Ставка действует только один год

10% — ставка по ипотечному кредиту от компании «Мортон». Действует три года, затем поднимается до 12%

От четырех месяцев до полутора лет — срок беспроцентной рассрочки, предоставляемой компанией «ОПИН»

9-процентная скидка на жилье предлагается в проекте «Савеловский Сити» компании MR Group. Акция приурочена к 70-летию Победы

1,7 млн руб. скидки и машино-место предлагает ФКС «Лидер» при покупке квартиры в жилом комплексе M-House

10 лет обучения ребенка в школе оплачивает девелопер «Химки Групп» при покупке дома в жилом комплексе «Олимпийская деревня Новогорск». Школа находится в том же районе, что и дом.

Программы субсидирования ипотеки застройщиком для рынка относительно новы, отмечает первый зампред правления банка «Жилищное финансирование» Игорь Жигунов. Раньше получить ипотеку по ставке в 10–12% можно было и без государственной поддержки, теперь те же 12%, субсидируемые государством, предлагают многие банки. «У застройщиков, чтобы выделиться на этом фоне, не остается выбора, как дополнительно субсидировать ипотеку», — рассуждает он.

«Субсидировать ипотеку для застройщика эффективнее, чем давать скидку: для потребителя первый инструмент понятнее», — считает аналитик компании «Бест-Новострой» Сергей Лобжанидзе. Но на долю таких программ в общем объеме продаж, по оценке эксперта, пока приходится не более 5%.

Акции и рассрочки

Большинство девелоперов по-прежнему предпочитает не доплачивать банкам, а делать скидки на свои объекты или продавать квартиры в рассрочку. Эти программы активизировались в начале года, утверждают сами застройщики.

После повышения ключевой ставки застройщики вынуждены были «в срочном порядке хоть как-то стимулировать стремительно угасающий спрос», объясняет директор департамента маркетинга TEKTA GROUP Вартан Погосян. Его компания предложила покупателям несколько вариантов рассрочки, в том числе беспроцентной и с минимальным первоначальным взносом (от 200 тыс. руб.).

У ПИК первоначальный взнос при рассрочке, как правило, составляет 10–50% от стоимости квартиры на момент подписания договора, а остальные платежи — равными долями ежемесячно или в соответствии с установленным графиком платежей, говорит представитель компании. Срок предоставления рассрочки составляет три–шесть месяцев.

ОПИН при поддержке «ВТБ24 Лизинг» начал предоставлять беспроцентную рассрочку в апреле, рассказала советник гендиректора по продажам Наталия Немчанинова. Первоначальный взнос должен составлять не менее 35%, срок выплаты — до окончания строительства (в зависимости от проекта он может составлять до 1,5 года).

Другой популярный механизм привлечения покупателя — скидки. Если в прошлом году при 100-процентной оплате квартиры скидка в среднем составляла 3%, то теперь это 6,5–8%, говорит руководитель «ИРН-Консалтинг» Татьяна Калюжнова. Например, в проекте «Западное Кунцево» размер скидки может составлять от 5 до 7%, в «Новом Тушино» и «Сколковском» — 8%, в «Новом Измайлово» — 9% (проекты ФСК «Лидер»).

В ЖК M-House покупатели трехкомнатных квартир получают скидку в 1,7 млн руб. и машино-место в подарок. А «Химки Групп» при покупке частного дома в третьей очереди ЖК «Олимпийская деревня Новогорск» компенсирует расходы на 10 лет обучения одного из детей в школе, расположенной в этом же кластере.

Спрос падает

Оценить, какую часть субсидий и скидок девелоперы в реальности закладывают в цену и, таким образом, перекладывают на покупателей, эксперты не берутся. Но предлагаемые сейчас льготы действительно существенны, считает Калюжнова из «ИРН-Консалтинг». Основное подорожание квартир произошло в четвертом квартале 2014 года, и сегодняшние скидки просто возвращают цены к уровню октября, отмечает эксперт. Но главное — это то, что в условиях падения спроса застройщики вынуждены по-настоящему конкурировать за покупателя.

По оценке гендиректора компании «Миэль-Новостройки» Софьи Лебедевой, в мае продажи квартир в новостройках упали на 10–15% к тому же периоду прошлого года. «В мае продажи традиционно идут не лучшим образом — люди уходят на праздники, в отпуска, поэтому какие-то акции в этот период предлагались и в прошлые годы, — отмечает Лебедева. — Но теперь девелоперам постоянно приходится придумывать что-то новое, чтобы быть конкурентоспособными».

Субсидированная государством ипотека не восставила ситуацию на рынке. Лимит ипотечных кредитов по этой программе составил 400 млрд руб. — это только четверть от той суммы, которую банки выдали на ипотеку в прошлом году, говорит Калюжнова.

По данным Росреестра, в апреле в Москве было заключено 3​180 ипотечных сделок с недвижимостью против 4481 год назад.

Трудный год для девелоперов

«Мы отмечаем падение продаж в реализуемых нами новостройках на 20–25% относительно средневзвешенного объема продаж прошлого года, — говорит аналитик «Бест-Новострой» Сергей Лобжанидзе. — Кроме того, год назад активно продавались квартиры на начальном этапе строительства, сейчас же спрос на подобные квартиры сохранился только в проектах крупных известных девелоперов».

«В мае продажи квартир в новостройках упали с мая прошлого года на 10–15%, — говорит гендиректор компании «Миэль-Новостройки» Софья Лебедева. — В конце весны продажи традиционно идут не лучшим образом, но этот год в принципе трудный для девелоперов, и, чтобы поддержать продажи, им постоянно приходится придумывать новые программы акций и скидок».

«Из-за кризиса и дорогой ипотеки продажи в первом квартале упали относительно прошлого года в несколько раз, — отмечает первый заместитель председателя правления банка «Жилищное финансирование» Игорь Жигунов. — Сейчас ситуация такова, что спрос относительно прошлого года ниже примерно на 20%. В этих условиях девелоперам приходится выдумывать новые маркетинговые механизмы, чтобы выделиться и продать свой объект».