15 октября 2014
1282
поделитесь с друзьями

В целом по России применение маткапитала следует признать успешной социальной мерой

Россия стала депографическим лидером Европы. По данным экспертов, не последнюю роль в этом сыграл материнский капитал. Срок действия эффективной программы продлен до 2017 года.

Начиная с 2000 года рождаемость в России растет. Если в 1999 году, на дне исторического минимума, в стране появилось на свет всего 1 215 тысяч человек, то в 2013 году Отечество могло порадоваться 1 901 тысяче новорожденных. Если считать в относительных цифрах (количество рождений на 1000 жителей), мы уже вернулись на дореформенный уровень 1990 года.

Нельзя не заметить, что демографические успехи России коррелируют с ее экономической динамикой. В 1998 году наша страна достигла крайней точки экономического падения, снизив размер душевых доходов чуть ли не вдвое по сравнению с дореформенным. С тех пор уровень жизни населения значительно вырос и перекрыл лучшие советские показатели. Однако напрямую увязывать качество жизни с рождаемостью невозможно. Например, в бывших социалистических странах восточной Европы - таких, как Польша, Чехия, Венгрия, восточные земли Германии, - значительно превзойден былой уровень жизни, однако восстановить рождаемость двадцатипятилетней давности так и не удалось.

В последние годы Россия стала одним из демографических лидеров Европы, обогнав по количеству рождений на 1000 жителей не только Италию, ранее славившуюся своей многодетностью, но и страны с традиционной мусульманской культурой: Албанию, Боснию и Герцеговину. Сыграло ли свою роль в российском демографическом возрождении введение такой меры, как материнский капитал?

За семилетку 2000-2006 годов, до начала выплат маткапитала, количество рождений достигло 1 479 тысяч человек, прибавляя в среднем по 38 тысяч в год. Это объясняется компенсационным ростом после глубокого провала: люди реализовали свои семейные планы, отложенные из-за кризиса девяностых. Кроме того, в этот период существенно увеличилась когорта потенциальных мам, так как совершеннолетия достигли девочки, рожденные в 1982-87 годах, в период последнего советского демографического бума.

В следующие семь лет (2007-2013) таких благоприятных демографических предпосылок не ожидалось. Число потенциальных рожениц начало сокращаться, и эксперты прогнозировали снижение рождаемости, начиная примерно с 2010 года. Однако фактически за "семилетку маткапитала" рост только ускорился. Средняя ежегодная прибавка составила свыше 60 тысяч родов - в полтора раза больше, чем на протяжении предыдущих семи лет!

По результатам исследований, проведенных Росстатом в 2013 году, около шести процентов опрошенных российских семей признали, что их решение о рождении второго ребенка было принято с учетом ожидаемой выплаты материнского капитала. В масштабах страны шесть процентов выглядят очень весомо - примерно 1,8 миллиона новорожденных. Эта цифра почти точно совпадает с суммарной прибавкой рождаемости после 2006 года и свидетельствует о высокой эффективности материнского капитала.

В опросе принимали участие супружеские пары всех возрастов, от молодоженов до глубоких стариков.

Правда, этот эффект имеет региональное своеобразие. В первые годы после введения новой социальной меры наиболее крупные выплаты пришлись на территории с традиционно высокой рождаемостью (Дагестан, Чеченская республика и т.д.). Поскольку каждая семья имеет право получить материнский капитал за рождение ребенка любой очередности, кроме первенца, но только один раз, то, начиная с 2007 года, в многодетных регионах оформляли сертификаты и на вторых, и на третьих, и даже на седьмых детей. Затем спрос на маткапитал на Северном Кавказе пошел на убыль: получив сертификат за вторые роды, право на такую же материальную поддержку следующих детей семья уже потеряла.

Напротив, в русской провинции, пережившей наиболее глубокий демографический кризис, выплаты семейного капитала увеличиваются год от года. Для семей, у которых главный вопрос планирования: быть или не быть второму ребенку? - получение родового сертификата на 429 тысяч рублей нередко оказывается главным аргументом. Не удивительно, что рождаемость в регионах Сибири, Урала, русского Севера и Поволжья сейчас растет опережающими темпами. Дореформенный уровень уже перекрыли Новосибирск и Екатеринбург, Алтайский и Красноярский край, Вологодская, Костромская, Нижегородская, Томская области - всего около тридцати регионов с преимущественно русским, прежде, как правило, малодетным населением. Можно констатировать, что разрыв в рождаемости между российским севером и российским югом за последнее десятилетие заметно сократился - в том числе, благодаря выравнивающему действию материнского капитала.

А вот для Москвы эффект от применения родовых сертификатов сомнителен. При высокой стоимости столичной недвижимости жилищный вопрос за счет маткапитала здесь решить невозможно. Вероятно, поэтому уровень рождаемости в Москве заметно ниже среднего российского: 11,3 рождений против 13,3 рождений на 1000 жителей. Позитивные демографические показатели столицы формируются исключительно благодаря удачной возрастной структуре, из-за постоянного притока провинциальной молодежи.

Похоже, что для Москвы нужна иная модель демографической политики. А в целом по России применение материнского капитала следует признать успешной социальной мерой, наиболее эффективной в прежде депрессивных областях.