Метриум: На поддержку строительства хватит менее 10% международных резервов РФ
Чтобы полностью профинансировать жилищное строительство в России, достаточно инвестировать менее 10% международных резервов РФ, подсчитали эксперты «Метриум». Порядка $54 млрд необходимо для возведения более 80 млн кв.м жилья, что равно годовому объему ввода новых домов и квартир в России. Таким образом, госзаказ может стать мощной мерой поддержки застройщиков при умеренных вливаниях из финансовых резервов.
В текущих кризисных условиях дефицита спроса и инвестиций поддержка жилищно-строительной отрасли требует прямых и масштабных вливаний государства. При этом возможность направить такие средства на сохранение и даже увеличение активности в социально и стратегически значимой отрасли у государства есть, считают эксперты «Метриум». Для полного замещения инвестиций в жилищное строительство, которые в течение двух лет обеспечат ввод 80 млн кв.м. жилья, достаточно всего 9,6% от международных резервов Российской Федерации.
По данным Росстата, в 2019 году в России было введено 80,3 млн кв.м. жилья. При этом средняя полная стоимость строительства жилья массового спроса, по подсчетам Союза инженеров-сметчиков России (СИС), в феврале составила 50,3 тыс. рублей за квадратный метр. Таким образом, для строительства годового объема нового жилья требуется порядка 4 трлн рублей. Если инвестировать эти средства сейчас, то в течение двух лет (средний период строительства жилого дома) в России будет введено около 80 млн кв.м. жилья.
Между тем, по данным Банка России, на 10 апреля 2020 года объем международных резервов Российской Федерации составил $565 млрд. По этому показателю РФ занимает пятое место в мире, уступая по объему резервов только Китаю ($3 трлн), Японии ($1,4 трлн), Евросоюзу ($949,1 млрд) и Швейцарии ($855,8 млрд).
Для инвестирования в строительство годового объема нового жилья, таким образом, может хватить $54,1 млрд, что равно 4 трлн рублей по курсу ЦБ РФ на 10 апреля. Эта сумма составляет всего 9,6% от международных резервов РФ на текущий момент.
Эксперты «Метриум» отмечают, что объем инвестиций может быть и уменьшен, если поддержку направить только профессиональным застройщикам, которые занимаются строительством многоквартирных домов. По данным Росстата, в 2019 году они ввели 54% новых площадей. Соответственно, для замещения их инвестиций достаточно порядка 5% международных резервов страны.
«Конечно, полного замещений частных инвестиций в строительство не понадобится, так как несмотря на кризис многие застройщики продолжат работу, а банки будут их финансировать, – поясняет Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Расчет демонстрирует, что даже если бы власти задались столь масштабной целью, из «кубышки» понадобилось бы инвестировать всего 10% имеющихся там средств. Впрочем, нужно понимать, что объем вложений в строительство в России хронически низкий. К примеру, в Финляндии, Германии и Канаде до трети суммарных инвестиций в основной капитал приходится на жилищное строительство. Соответственно, даже столь массированное инвестирование в размере 5-10% федеральных резервов скорее станет мерой приведения российских реалий к норме развитых стран. По данным Росстата, в 2019 году объем инвестиций в строительство (включая инфраструктуру) составил 3,4%, в том числе зданий – 1,3% от общих вложений в основной капитал».
Какими могут быть механизмы инвестиций
Масштабные вложения из международных резервов или бюджета страны в жилищное строительство фактически означают создание государственного сектора. В условиях ожидаемой стагнации коммерческого сектора, вызванной снижением спроса, а также высокой стоимостью займов, государственный сектор станет дополнительным источником финансирования деятельности застройщиков, загрузки мощностей подрядных организаций и промышленности стройматериалов. Конкретные механизмы могут быть разные – огромный опыт государственного инвестирования в жилье накоплен странами Европы во второй половине XX века, благодаря чему эти страны лидируют по площади жилого фонда на душу населения. Какими могут быть конкретные механизмы?
- Прямой госзаказ, предполагающий выделение застройщикам средств в размере средней рыночной стоимости квадратного метра в регионе, с последующей передачей возведенного жилья в управление государства.
- Безвозмездные вложения, то есть государство компенсирует себестоимость строительства, а застройщики реализуют построенное жилье на рынке (сдают в аренду/лизинг) при контроле ценообразования. На рынке появится сегмент относительно дешёвого жилья, на которое смогут рассчитывать слои населения с низкими доходами (прежде всего те, что работают в бюджетном секторе).
- Льготное целевое кредитование. Создание специализированного госбанка, занимающегося кредитованием жилищного строительства по низким ставкам.
Условием участия в программах должно быть прозрачное ценообразование, готовность реализовывать проекты на непростых локальных рынках недвижимости.
«Чтобы обеспечить высокую эффективность вложений, государство может дифференцированно подходить к применению таких мер, – говорит Владимир Щекин, совладелец, председатель правления Группы Родина (девелопер Russian Design District). – К примеру, в Москве, где строительный комплекс довольно устойчив, достаточно было бы направить госинвестиции на строительство социальных и инфраструктурных объектов, сняв тем самым нагрузку с девелоперов, которые реализуют масштабные проекты. На региональных рынках, где разница между себестоимостью и ценой продажи минимальна, действительно объем прямых вливаний должен быть больше, особенно для застройщиков, которые возводят жилье для расселения ветхих и аварийных домов».
«На строительство объектов социальной инфраструктуры можно было бы направлять государственные инвестиции в виде кредитных линий с нулевой ставкой, – уточняет Дмитрий Цветов, директор по развитию ГК «А101». – Девелоперы почти всегда строят эту инфраструктуру за свой счет, то есть из прибыли, и затем безвозмездно передают городу. В условиях проектного финансирования эти затраты включаются в стоимость жилых домов, что повышает среднюю ставку для девелоперов, при этом спрогнозировать прибыль на 2020 год пока затруднительно. Кредит с нулевой ставкой – это не просто невозвратная дотация от государства, а деньги, которые нужно будет вернуть, просто с нулевой ставкой. Это существенно снизит себестоимость строительства, ставку по проектному финансированию и конечную цену для покупателя».
«Направление массированных государственных инвестиций нужно увязать с инновационным процессом, – считает Алексей Перлин, генеральный директор девелоперской компании «СМУ-6 Инвестиции» (девелопер ЖК «Любовь и Голуби», «Данилов дом»). – К примеру, приоритетное право на получение льготных кредитов или прямую финансовую помощь могут получить застройщики, готовые, реализуя жилищные проекты, внедрять новые технологии строительства (3D-печать, BIM, «умные» стройматериалы, энергоэффективность). При подтвержденном эффекте в виде снижения себестоимости впоследствии госкредит для них должен становиться дешевле».
Почему недостаточно стимулирующих мер
16 апреля власти анонсировали антикризисные меры в строительстве, которые включают субсидирование ипотечных ставок (до 6,5% годовых), выделение 50 млрд рублей на приобретение жилья у застройщиков, снижение ставок по кредитам девелоперских компаний. По мнению экспертов «Метриум», эти меры, безусловно, окажут позитивное, но ограниченное влияние на рынок жилья.
Снижение ипотечных ставок будет способствовать временному и ограниченному приросту спроса, так как для большинства заемщиков представляет проблему не только стоимость кредитования, но и экономические условия. По данным Счетной палаты РФ, в 2020 году ВВП России сократится на 5%. Ожидается повышение безработицы и сокращение доходов населения. В таких условиях даже дешевая ипотека не будет привлекательной.
Выделение 50 млрд рублей для приобретения жилья охватит небольшое число компаний. При средней стоимости стандартной двухкомнатной квартиры в России (порядка 3 млн рублей) у застройщиков может быть приобретено 17 тыс. невостребованных квартир, что составляет 19% от реализованных по договорам долевого участия квартир в одной только Москве за 2019 год.
Снижение ставок по кредитам для застройщиков также не решает проблему высоких рисков для их деятельности в текущей экономической обстановке. Льготным кредитом смогут воспользоваться далеко не все застройщики, а значительной части девелоперов в нем будет отказано из-за низкой рентабельности проектов и высоких рисках спроса.
«Массированные инвестиции в жилищное строительство дадут мощный экономический и социальный эффект, – резюмирует Мария Литинецкая. – В строительстве занято более 6 млн россиян или 8,8% всех занятых в стране, а в смежных отраслях (продажи недвижимости, промышленность стройматериалов, транспорт и т.п.) – еще больше. Иными словами, вложения в жилищное строительство помогут сохранить, а возможно даже увеличить занятость в период кризиса. При этом можно рассчитывать на мощный мультипликативный эффект, особенно для экономики крупных городов, ведь строительство дает 5% ВВП страны, не считая смежных отраслей. Учитывая системность экономических проблем, сочетание стимулирующих мер и создание госзаказа позволит не только поддержать отрасль, но и решить социальные трудности, в частности, ликвидировать очереди на жилье, а также угрозу роста ветхого и аварийного жилья. Вполне возможно направление госинвестиций в формате московской программы реновации жилья, но в масштабе страны».