Финансовая проверка показала неэффективную работу Сахалинского ипотечного агентства
Контрольно-счетная палата Сахалинской области опубликовала отчет о финансовой деятельности АО "Сахалинское ипотечное агентство" за последние четыре года. Проверка показала, что бюджетные инвестиции освоены не в полном объеме и учреждение работает недостаточно эффективно.
Так, в 2015-2018 годах Сахалинская область выделила из бюджета уставной капитал в размере 24 миллиарда 50 миллионов рублей в рамках региональной госпрограммы "Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем". Главным распорядителем являлось министерство строительства Сахалинской области. Проверка показала, что по состоянию на 1 ноября 2019 года бюджетные инвестиции агентством освоены не в полном объеме. За период 2015-2019 годов за счет бюджетных инвестиций АО заключило 85 контрактов на приобретение квартир и строительство 88 многоквартирных домов с общим числом квартир 3123 на сумму 14,1 миллиарда рублей. Из них на 1 ноября 2019-го введено в эксплуатацию 49 домов на 1355 квартир, а также приобретено 58 квартир в Южно-Сахалинске и три в Охе. По состоянию на 1 декабря 2019 года введено в эксплуатацию еще 3 дома на 104 квартиры. Все указанные дома и квартиры являются арендными и принадлежат акционерному обществу. Полнота принятия арендных квартир на учет обеспечена.
В этот период СИА также осуществляло строительство трех домов на 473 квартиры общей стоимостью контрактов 1,7 миллиарда рублей для ЖСК "Первый", "Второй" и "Анива", которые сданы в эксплуатацию. Кроме того, агентство строило два дома, стоимостью по контрактам 2,2 миллиарда рублей для ЖСК "Третий" и "Четвертый" в Южно-Сахалинске, где ЖСК предполагается выделить 179 квартир. На момент окончания проверки строительство данных домов не окончено.
На 1 ноября 2019 года остаток денежных средств бюджетных инвестиций у общества на счетах составлял порядка 14,3 миллиарда рублей. Из них 3,5 миллиарда уже запланированы на различные расходы, а 10,8 миллиарда остаются свободными. Наличие свободных средств инвестиций позволило агентству получать прочие доходы от их размещения на депозитах в банках. Выручка от реализации разрешенных видов деятельности (это арендные платежи, доходы от прочих объектов строительства, продажи квартир и т. п.), в 2017-2018 годах составила 3,9 миллиарда рублей, а также доходы от ипотечных займов, которые формировали "прочие доходы" — 33,1 миллиона рублей. Валовая прибыль от основных видов деятельности и доходов по ипотечным займам за 2017-2018 годы сложилась 218,2 миллиона рублей. На 1 октября 2019 года выручка сформирована в сумме 218,7 миллиона рублей, управленческие расходы — 72,7 миллиона. Основная доля расходов порядка 80% приходится на заработную плату сотрудников СИА и отчисления во внебюджетные фонды.
Распределение чистой прибыли по итогам года является компетенцией министерства имущества и земельных отношений Сахалинской области как единственного акционера общества. Согласно директивам МИЗО и протоколам совета директоров, распределенная чистая прибыль носит преимущественно целевой характер. За счет чистой прибыли, полученной в 2016-2018 годах, произведены в том числе отчисления в резервный фонд общества — 142,4 миллиона рублей, дивиденды в областной бюджет — 71,2 миллиона, реинвестирование на инвестиционный проект общества в размере 1,2 миллиарда рублей.
По итогам проверки предложено усилить контроль за исполнением положений распоряжения правительства Сахалинской области. Обращено внимание на исполнение инвестиционных договоров, заключенных министерством строительства Сахалинской области, в которые предложено внести изменения, в том числе на предмет соответствия плану социального развития центров экономического роста Сахалинской области, провести с агентством сверку остатков инвестиций для дальнейшего достоверного контроля за их освоением, скорректировать имеющуюся по ним отчетность в разрезе объектов.
Кроме того, предложено внести изменения в подпрограмму "Стимулирование жилищного строительства", пересмотреть текстовую часть мероприятий, имеющих отношение к агентству, расширить перечень индикаторов, внести изменения в сроки реализации мероприятий, установить единый перечень показателей результативности (эффективности) использования бюджетных инвестиций с учетом дополнительного объема инвестиций. Наряду с этим, предложено пересмотреть политику ипотечного кредитования агентства, стимулировать объемы реализации доступного жилья населению АО СИА, а также установить единый порядок формирования и распределения гражданам жилья, построенного для сдачи в коммерческий наем за счет бюджетных инвестиций.