У жителей города Набережные Челны отнимают ипотечное жилье
В нашумевшем деле об отъеме ипотечного и залогового жилья насчитывается уже 112 потерпевших семей из города Набережные Челны. Кроме того, есть люди и предприятия из других городов Татарстана, которые также потеряли жилье, земли и нежилые здания на торгах, которые проводило ООО «Спецреализатор». За последние полгода официальное число жертв «коррупционной схемы» (они сами себя так называют) увеличилось почти втрое.
Истории семей, лишившихся жилья, очень похожи. Заключив кредитный договор с банком под ипотеку, они приобретали квартиры. Далее возникали проблемы по оплате: не было возможности вносить полную сумму каждый месяц. Возникали просрочки, за которые приходилось платить штрафы и пени. Долги росли, а при 90-дневной просрочке платежа банк имел право расторгнуть договор в одностороннем порядке, что он и делал. Суды, о которых потерпевшие не знали, выносили заочные решения о взыскании с должников необходимой суммы путем продажи ипотечной квартиры. И потом опять же без уведомления жильцов «ипотечные квадраты» реализовывались с торгов по цене гораздо ниже рыночной. Многие заемщики банка узнавали о том, что лишились квартиры, только через 8-12 месяцев, а, порой, и через два года, когда жилье уже было перепродано ничего не подозревающему покупателю по рыночной цене.
«Мы полагаем, что в Татарстане работает организованная группа со связями в банках, судах, службе судебных приставов, регистрационной палате и особенно в территориальном управлении Росимущества в РТ, - рассказывает глава инициативной группы потерпевших Светлана Миннутдинова. – В правоохранительных органах нас пытались убедить, что это споры гражданско-правового характера. Главное действующее лицо в этом деле – гендиректор фирмы «Спецреализатор», проводящей торги - Рафаэль Хамидуллин.
Семьи, потерявшие квартиры, подробно изучили информацию об организаторах торгов и теперь уверены, что в течение многих лет группа лиц незаконно проводит торги арестованного имущества. Фирмы, которые занимаются этим в Набережных Челнах и Казани («Спецреализация» и «Спецреализатор»), конкурировали между собой на всех тендерах управления Росимущества в РТ. Право проводить торги по очереди «выигрывали» предприятия-участники, созданные одними и теми же юридическими и физическими лицами. При этом, по словам Миннутдиновой, ни одно из предприятий не имело даже т.н. код ОКВЭД, позволяющий заниматься недвижимостью. Залоги и оплата «выигранных» торгов оплачивалась наличными и не облагались налогами. Все эти предприятия были однодневками. Набрав «букет» нарушений, они меняли адреса учредителей и директоров, а в дальнейшем сливались и ликвидировались. Например, ООО «Спецреализатор» в январе 2015 года поменяло своего директора и перерегистрировалось в Челябинской области. Возникает вопрос, зачем ежегодно «избавляться» от компании и создавать новую?
Пока заемщики пребывают в неведении, проводятся торги, компании ликвидируются, а документы теряются. Кроме того, позже выяснилось, что на всех торгах по реализации арестованного имущества как претенденты участвовали одни и те же люди. Например, Зарипов (директор фирмы, учредителем которой является Хамидуллин) и безработный Хубулов торги всегда «проигрывали». Среди победителей - риэлтор Шапиро и семья предпринимателей Ханиповых, у которых на счету по несколько «выигранных» квартир в месяц. Кроме них, участие принимают еще несколько постоянных риэлторов.
«Компании, проводящие торги, обязаны публиковать извещения о предстоящих торгах на сайте управления Росимущества в РТ. И Хамидуллин это делает всего за несколько часов до торгов, - рассказывает Миннутдинова. – На своем опыте я убедилась, что не «своих» людей, кто хочет принять участие в мероприятии, он очень старательно отговаривает. Хамидуллин предупреждает - есть вероятность, что победитель торгов не сможет въехать в купленную по дешевке квартиру, потому что владелец квартиры может выиграть в суде. А вложенную в сделку крупную сумму уже никто не вернет. Кто же согласится на такие торги, кроме подставных лиц?».
Чтобы продать жилое или нежилое помещение как можно дешевле, торги проходят лишь со второго или третьего раза. А подписи претендентов, по словам Миннутдиновой, на всех документах о торгах разные – очевидно, что они на мероприятие даже не являлись и кто-то подписывался за них. Например, Ханипова в Управлении МВД призналась, что акт подписывала не она. Однако даже этот факт не помог заемщице банка отменить в суде торги по ее квартирам.
Анализ, проведенный потерпевшими, показал, что в 90% таких случаев ипотечный кредит был выдан в «Автоградбанке». В реструктуризации долга данный банк отказывал, также не позволял заемщикам самостоятельно продавать квартиру, чтобы вернуть долг. Потерпевшие пришли к выводу, что банку невыгодно, чтобы должники продавали квартиру по рыночной цене и таким образом покрывали свой долг. «Автоградбанк» обратился в суд, чтобы с меня взыскали долг путем продажи двух ипотечных квартир. Но в течение нескольких месяцев, пока они готовили жилье к продаже, сотрудники банка без зазрения совести принимали мои платежи по кредиту, - говорит Миннутдинова. - А потом заявили, что эти деньги пойдут на погашение пени и штрафов, которые якобы накопились в промежуток между расторжением договора и продажей квартиры!»
Одна из потерпевших в 2007 году продала однокомнатную квартиру, чтобы улучшить жилищные условия для своих детей и пожилой матери. Ипотеку на трехкомнатную квартиру женщина взяла также в «Автоградбанке». В кризисный 2008-й год выплачивать кредит стало сложно, а сотрудники банка отказали заемщице в реструктуризации долга. В августе 2012 года женщина в суде добилась «запрета на регистрационные действия спорной квартиры на иных лиц». Несмотря на судебное определение, уже в сентябре жилье стоимостью 2.6 миллиона рублей «ушло» на торгах риэлтору Шапиро на миллион дешевле. А в декабре было перепродано по рыночной цене.
С тех пор женщина не перестает писать жалобы в ОБЭП, ФСБ, прокуратуру, на что получает отказы. Поэтому она собирается обратиться в Верховный суд России. Нарушений допущено очень много, в том числе и со стороны судебных приставов, которые, по словам женщины, изначально все важные извещения отправляли на старый адрес. Молодой судебный пристав, которая арестовывала имущество, потом пришла к потерпевшей на работу, чтобы признаться, что уволилась, потому что «не желает больше так поступать с людьми».
Ирине и ее семье повезло - после десятка судов, которые длились два года, они смогли сохранить за собой ипотечную квартиру. Продав однокомнатную, в 2006 году семья въехала в большую двухкомнатную квартиру. В «Автоградбанке» взяли 440 тысяч рублей в кредит и погашали вовремя. Но в 2011 году временно появились сложности по выплате долга. Чем, по мнению потерпевших, и воспользовались в банке: в августе сотрудники подали в суд, и было вынесено заочное решение о взыскании 386 тысяч рублей. Об этом долге семья узнала через год случайно, когда пошли к судебным приставам передать квитанцию о погашении задолженности по оплате ЖКХ. Оказалось, что извещение о суде приставы отправили на чужой адрес.
В течение этого года семья, ничего не подозревая, продолжала исправно выплачивать кредит. Узнав о решении суда, они тут же полностью погасили ипотеку и получили в банке закладную и справку. «Когда в сентябре 2012 года мы привезли документы приставам, то узнали, что квартира была продана с торгов риэлтору Шапиро всего за 1.4 миллиона рублей за несколько дней до того, как мы погасили кредит, - рассказывает Ирина. – Несмотря на это, в октябре сотрудники банка превысили свои полномочия, написав в регпалату заявление на передачу права собственности Шапиро как победителю торгов!»
Проиграв несколько судов в городе, Ирина и ее семья предоставили в Верховном суде РТ документы о том, сколько квартир уже приобрела гражданка Шапиро. Упомянули и то, что при помощи банка она зарегистрировала собственность на себя, когда за квартиру уже был выплачен кредит. Это помогло одержать победу в суде и вернуть права на жилье.
Во всех случаях жилье на торгах продавали по очень низкой цене, поэтому многие семьи не только потеряли квартиру, но еще и остались должны кругленькую сумму банку и судебным приставам. Среди потерпевших есть многодетные, пенсионеры, онкобольные, а также семьи с детьми-инвалидами – люди, которым сложнее всего бороться за свои права. Семья Раковых находится на волоске от выселения: пять детей, у одного из которых детский церебральный паралич, скоро могут быть вынуждены съехать из квартиры. Хотя кредит, полученный в банке «КИТ финанс», давно погашен. Сейчас в отношении представителя банка, которому Раковы передали деньги за квартиру, собираются возбудить уголовное дело по присвоению чужого имущества с использованием служебного положения.
Потерпевшие не раз уже писали в правоохранительные органы, антимонопольную службу, налоговые органы с просьбой провести проверку деятельности территориального управления Росимущества в РТ, службы судебных приставов и фирм, которые занимаются торгами арестованным имуществом. В прошлом месяце, по словам старшего помощника прокурора Гульшат Хузиахметовой, дело было направлено в следственные органы ОБЭП УВД для проведения дополнительных оперативно-розыскных и следственных мероприятий и решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Однако проходят недели, а результата пока нет…