Ипотечники Хакасии не получают обещанную помощь
Год и одиннадцать месяцев в нашей стране действует программа помощи заёмщикам ипотечных кредитов. К сожалению, не всем. Рассчитывать на послабление в оплате ипотеки могут ветераны боевых действий, инвалиды или семьи с детьми. Федеральному агентству по жилищному кредитованию на помощь этим семьям государство выделило 4,5 миллиарда рублей. Процедура прописана, условия прозрачны, но есть ли помощь? Наш герой ждет ответа уже четыре месяца. Но дождётся ли?
«Когда мне пришло уведомление, что заканчивается трудовой договор, я начал беспокоиться, как мне быть с ипотекой», — рассказывает Станислав Тараканов.
Вместе со Станиславом без работы осталась и его супруга. Сложно в такой ситуации оставаться дисциплинированным плательщиком ипотечного кредита. Хорошо, что узнали о государственной программе помощи заёмщикам. Хоть программа помогает не всем, семья Таракановых попала в список «счастливчиков».
«Понимаю, что наша семья полностью подходит под все критерии — квартира у нас одна, двое детей, мы потеряли работу с супругой вместе», — говорит Станислав Тараканов.
Государство таким семьям обещает либо уменьшить процент, либо увеличить срок выплат, либо списать весьма солидную сумму — до 600 тысяч рублей. Просрочка выплаты при этом, не должна превышать 120 дней. Супруги вовремя собрали документы, подали в свой банк.
«Получилось так, что вот уже четыре месяца прошло, и программа не работает. И вот мне интересно почему? Почему банк ссылает на агентство ипотечного кредитования, а агентство ссылается на банк. Они отправляют друг к другу, истины не найдешь», — рассказывает Станислав Тараканов.
Пока Станислава гоняют по кругу, просрочка по ипотеке растёт. И для банка медлительность федерального агентства — не аргумент для приостановки требования вовремя платить по кредиту. То есть, пока там, в Москве рассматривают документы Станислава, его квартира может уйти с молотка по решению суда. Входить в положение заёмщиков финансисты не практикуют. Хотя признают: если ипотечное агентство пошевелится, Семья Таракановых на улице, возможно, не останется.
«Заявление заёмщика Тараканова С.М. о предоставлении реструктуризации постановления Правительства Российской Федерации от 20.04.2015 № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заёмщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала Акционерного общества „Агентство по ипотечному жилищному кредитованию“» было положительно рассмотрено в Хакасском региональном филиале Банка и передано на дальнейшее рассмотрение в Акционерное общество «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию».
Выяснить же судьбу заявления Станислава в московском агентстве вообще показалось нам маловероятным — с одной горячей линии нас отправляли на другую и так по кругу. Станислав уверен, что сроки затягиваются намеренно, чтобы отказать и требовать выплат уже через суд. Хотя, на помощь таким, как он государство выделило огромные деньги — 4,5 миллиарда рублей. Так почему программа буксует? Правительство России в постановлении прописало, что порядок выплат устанавливает агентство. И полную информацию об этом, включая сроки рассмотрения заявок, оно обязано опубликовать на своем сайте. И на сайте действительно есть всё, кроме сроков.
«Не регламентированы сроки принятия решений кредитором, непосредственно банком, который выдавал ипотеку. И сроки, в течение которых агентство, уполномоченное правительством возмещать убытки, обязано рассмотреть порядок предоставления, способы, в которые будет предоставлено и в этот период человеку не остается ничего, кроме как ждать», — говорит Марина Стройнова, юрист МОО «Юридический департамент».
С нашей точки зрения — это явная недоработка агентства. Ведь получается, что тысячи людей, кто вправе рассчитывать на помощь, месяцами могут находиться в подвешенном состоянии, и даже потерять всё, дожидаясь решения из Москвы. При этом ипотечное агентство может бесконечно растягивать сроки, запрашивая у заёмщика всё новые бумаги.
«Так или иначе, информация о предоставлении дополнительного пакета документов или каких-то подтверждений, она до нас доходит, мы связываемся с клиентом и эту информацию у него запрашиваем. Ну, и потом, соответственно, всё по новой», — говорит Диана Антипова, представитель хакасского РФ АО «Россельхозбанк.
А спорить с банком в этой ситуации юристы не советуют. Советуют быть активнее.
«Платить и непосредственно принимать участие в том, что происходит с его заявкой. Звонить в АИЖК, может быть написать письменное обращение и тогда ему обязаны, ответить в течение 30 дней», — рассказывает Марина Стройнова, юрист МОО «Юридический департамент».
По информации федеральных СМИ, в марте агентство помогло заёмщикам реструктуризировать 150 кредитов — на всю страну, еще около 160 заёмщикам помогут в ближайшее время. Это капля в море. Ведь госпрограмма рассчитана на поддержку 22,5 тысяч заемщиков.
Сколько семей в Хакасии получили помощь, сказать трудно. Но за два года, только в Россельхозбанке списать часть ипотечного долга удалось всего лишь трём заемщикам.
Проблема наших героев кажется тупиковой: вроде как спросить за волокиту не с кого. Но есть в стране структура, которая должна проводить надзор за соблюдением прав человека федеральными службами. Это прокуратура. И, как нам кажется, время для проверки работы агентства ипотечного кредитования назрело.