Ипотека в Петербурге молодеет каждый год
Как сегодня выглядит портрет среднестатистического петербуржца, который берет ипотеку? Эксперты утверждают: в 2016 году средний возраст заемщика составлял 36 лет, а в 2017 году – уже 35. Сегодня это горожанин, который недавно перешагнул 30-летний рубеж, обзавелся семьей и задумался о приобретении собственного жилья.
Плати, пока молодой
Причины значительного снижения возраста разные – молодые люди стали раньше уходить в самостоятельную жизнь, хотят быстрее обзавестись собственным жильем. Но главная причина в том, что это первое поколение в истории современной России, у которого появилась возможность сделать это просто.
Что касается социального статуса, то, по мнению аналитиков рынка недвижимости, улучшить качество жилья чаще пытаются «люди с деньгами» – молодые программисты, чиновники и предприниматели.
О чем же мечтает это «поколение яппи»? В списке популярных предпочтений ипотечных заемщиков – квартиры в жилых комплексах крупных строительных компаний, бренд которых, что называется, на слуху. Еще один главный приоритет – удобное транспортное сообщение с ближайшими станциями метро. В большинстве случаев молодежь предпочитает приобретать одно- или двухкомнатные квартиры. Важная деталь – при покупке жилья на вторичном рынке самостоятельная молодежь предпочитает оставаться в своем районе. То есть даже после переезда в новую квартиру тридцатилетние хотят остаться жить рядом с родительской семьей и своими друзьями детства.
Не пугают молодых заемщиков и суммы заемных средств. По данным Национального бюро кредитных историй, средний размер кредита на покупку жилья у заемщиков моложе 25 лет за последний год вырос на 14,5 процента (или на 221,3 тыс. руб.). Выросла и средняя сумма кредита – теперь она составляет 1,75 млн руб. против 1,53 млн руб. в 2017 году.
«Поколение Z» наступает
– Мы видим тенденцию, что молодые люди стараются как можно раньше обзавестись отдельной квартирой. Происходит это двумя путями. Первый – родители приобретают недвижимость для своих детей. Именно по этой причине стали чаще оформлять ипотеку люди старше 45 лет. Второй путь – молодые люди приобретают квартиру сами, поскольку требования к размеру первоначального взноса, стажу работы сейчас очень лояльны. Следовательно, ипотека вполне доступна для молодых специалистов, – отмечает управляющий директор дирекции продаж подразделений сети Абсолют Банка Иван Любименко.
Но появилась и совершенно новая тенденция. Эксперты уверены, что выход на ипотечный рынок новых заемщиков приводит к формированию новой целевой аудитории покупателей – так называемого «поколения Y». Это люди 1985 – 2000 годов рождения, которые более требовательно относятся к предлагаемому жилью. А по словам директора департамента вторичного рынка компании «ИНКОМ-недвижимость» Сергея Шломы, в скором времени им будет наступать на пятки уже «поколение Z» – миллениалы 2000-х годов рождения.
Между этими поколениями молодых есть разница в стратегии поведения на рынке недвижимости. Нынешние тридцатилетние живут по принципу «мой дом – моя крепость», считая свое жилье наиболее ценной собственностью. Более молодые покупатели уже по-другому относятся к недвижимости: они гораздо мобильнее, чем представители предыдущего «поколения Y», и с большей легкостью, особенно если не обзавелись еще собственной семьей и детьми, меняют место жительства.
– В целом же, соглашаясь на приобретение недвижимости, представители «поколения Y» зачастую отдают предпочтение объектам в новостройках – с необычными планировками, современным дизайном дома и новыми подходами в благоустройстве жилого пространства, – комментирует Сергей Шлома.
Диктует нынешний день
Эксперты финансового рынка отмечают и еще одну закономерность – за последнее время помолодели и клиенты сервисов онлайн-кредитования. По данным «Объединенного кредитного бюро» и MoneyMan, доля молодых клиентов, 18 – 25 лет, сервисов онлайн-кредитования за прошлый год выросла на 23,5 процента. И это самый высокий результат за пять лет. Для сравнения: доля людей в возрасте 26 – 30 лет осталась на том же уровне, что и годом раньше, – 24,8 процента. Доля пользователей с 31 до 35 лет составила 21 процент.
– Доля молодых клиентов растет каждый год и связана с проникновением технологий и распространением финансовых услуг среди населения, – считает генеральный директор MoneyMan Ирина Хорошко. По ее словам, и на этом рынке «цифровое поколение», которое выросло в мире технологий, задает тон. И даже ведет себя по-другому. Когда есть выбор, они отдают предпочтение той услуге, которую можно получить дистанционно с помощью смартфона.
По мнению аналитиков, нынешняя молодежь хочет как можно раньше получить максимум комфорта. Поэтому с легкостью берет деньги в долг: расплатиться они успеют, ведь у них все еще впереди. Именно это и делает их сегодня самыми активными заемщиками и пользователями банковских сервисов.