Посткризисное ускорение изменений банковских стратегий
независимый эксперт по ипотечному кредитованию
В блоге приведена полная авторская версия статьи «Посткризисное ускорение изменений стратегий банковской розницы на примере ипотечного кредитования», вышедшей в журнале «Менеджмент сегодня» № 04 (112) 2020 с. 278-291. Статья была написана в начале июня, когда многое ещё было не ясно. В октябре стало понятнее. В статье остались все цифры без изменения, чтобы не подправлять прогнозы задним числом.
За историю отечественного ипотечного кредитования, ведущую свой отчет с начала века, произошло уже три кризиса с существенным падением объемов ипотечного бизнеса. Каждый кризис влечет за собой ускоряющиеся от раза к разу изменения управленческих практик и банковских технологий. Возросшее влияние ипотечного кредитования на социально-экономическую жизнь определяет интерес к вопросам посткризисной судьбы отрасли в целом и отдельных игроков. В статье проанализированы факторы, влияющие на управление ипотечными проектами, и предложен авторский взгляд на посткризисное изменение соответствующих стратегий.
ВЫУЧЕННЫЕ УРОКИ ПРЕДЫДУЩИХ КРИЗИСОВ
Из множества показателей, пригодных для описания любого кризиса, выделим два наиболее близких к тематике статьи: кризисное изменение объемов и принимаемые управленческие решения.
Кризисное изменение объемов ипотечного кредитования можно оценить резкостью и глубиной падения, выраженных через сравнение сумм выданных кредитов в денежном выражении (табл. 1).
Таблица 1. Кризисное изменение объемов ипотечного кредитования
Кризисный год | Изменение объемов кредитования по отношению к предыдущему году | Период наибольшего падения объемов кредитования | Глубина уменьшения объемов кредитования в указанный период |
2009 | -76,75% | 4 квартал 2008 к 3 кварталу 20082 | -80,41 % |
2015 | -34,90% | март 2015 к февралю 2015 | -14,49 % |
2020 | 0%1 | апрель 2020 к марту 2020 | - 33,45 % |
Примечания:
1. Для 2020 года – оптимистический прогноз основан на результатах мая 2020 года, в котором выдано на 5 % больше мая 2019 года.
2.В 2008 году статистика выдач велась поквартально. Кризис начался в 2008 году, но за счет активной работы 1-3 кварталов итоги года на 18 % были лучше предыдущего 2007 года.
Все упомянутые кризисы имеют свои специфические причины, влияющие на их продолжительность. Особо стоит отметить, что ход кризиса 2008/2009 кризиса связан с большой долей валютных кредитов, выданных в предшествующие кризису годы. В денежном выражении доля выдаваемых валютных кредитов составляла в 2006 году – 32 %, в 2007 году – 21 %, в 2008 году – 15 %.
Выход из кризиса представляет такой же практический интерес, как и вход в него (табл.2).
Кризисный год | Рекордный год до кризиса | Объем кредитования в рекордный докризисный год | Рекордный год после кризиса | Объем кредитования в рекордный посткризисный год | Прирост посткризисного рекорда к докризисному | Усредненный ежегодный рост рынка за цикл роста-падение-восстановление |
2009 | 2008 | 656 млрд руб. | 2011 | 717 млрд руб. | 9,3 % | 2006-2011 29% |
2015 | 2014 | 1 764 млрд руб. | 2017 | 2 022 млрд руб. | 14,6% | 2012-2019 22% |
2020 | 2018 | 3 013 млрд руб. | 2021 | 3 418 млрд руб. | 13,5% | 2020-2025
|
Примечания.
1. Началом нового цикла роста определен 2020 год в связи со спецификой предшествующего 2019 года, в течение которого произошел рост ставок кредитования, приведший к незначительному падению рынка на 5 % вместо ожидаемого роста. Таким образом, 2019 год определен как последний год кризисного цикла.
2. В восстановительном росте после кризиса 2015 года существенная роль сыграло субсидирование приобретения новостроек в кредит. Объем кредитования по программе составил 35,5 % от общего объема выданных кредитов в 2015,2016 годах, для 11 банков в 2016 году доля кредитов по программе превышала 50 % от их ипотечного бизнеса [1].
3. Для 2021 года представлен оптимистический вариант прогноза.
Управленческие решения государства и участников ипотечного рынка в кризисные периоды определяются как общими особенностями, присущими любому ипотечному рынку, так и специфическими особенностями российского рынка, из которых можно выделить пять основных.
Первое. Внимание первых лиц государства к ипотечному кредитованию вне зависимости от его доли в ВВП, которая в России только стремится к 10 %, а в странах с недавней ипотечной историей достигает 20 %, а в странах с большой ипотечной историей может быть сравнима с ВВП.
Второе. Использование ипотечного кредитования как универсального инструмента поддержки отдельных категорий населения на федеральном и региональном уровнях.
Третье. Связь ипотечного кредитования с жилищным строительством. Ежегодно около трети всех выданных ипотечных кредитов используются для приобретения строящегося жилья. В свою очередь, около 60 % всех новостроек приобретается в кредит.
Указанная связь может усилиться при переходе приобретения новостроек на новых условиях, когда средства граждан, уплаченные за квартиру, размещаются на эскроу счетах, и становятся доступными продавцу по окончании строительства. Отсутствие средств граждан в качестве инвестиционного ресурса вынуждает застройщиков увеличивать объемы проектного финансирования, получаемого от крупных коммерческих банков, которые могут рассчитывать на соответствующее увеличение потока ипотечных заемщиков. В данный момент через эскроу счета приобретается треть всех новостроек. По мере наращивания этой доли эффект перераспределения ипотечного рынка будет более заметным.
Четвертое. Высокая (85 %) доля участников рынка с государственным участием.
Пятое. Высокая и специфическая концентрация рынка. В России десять банков контролирует свыше 90 % рынка, в том числе два крупнейших около 70 %. До первого кризиса в 2007 году 26 коммерческих банков имели 1 % долю рынка. Провальный 4-й квартал 2008 года начал менять структуру ипотечного рынка - количество таких банков уменьшилось до 19. После выхода из кризиса в 2010 -2011 годах подобное сокращение продолжилось до 13-14 банков, имеющих 1 % долю рынка. В последующие годы количество банков с такой рыночной позицией стабилизировалось и находится в диапазоне от 11 до 14.
Набор антикризисных действий государства направлен не на ипотечное кредитование как таковое, а на граждан и отрасли экономики и преследует явно выраженную цель сохранения социально-экономической стабильности. Антикризисные ипотечные инструменты от кризиса к кризису развиваются (табл.3). При анализе учтены только инструменты, непосредственно связанные с ипотечным кредитованием. Льготные кредиты застройщикам не рассматриваются.
Также в рассмотрение не включена деятельность Банка России, которая требует большого отдельного рассмотрения. Вкратце деятельность Банка России можно охарактеризовать как непрерывную борьбу за снижение рисков. Если Правительство всегда предпринимает меры по наращиванию объемов ипотечного кредитования, то Банк России зачастую охлаждает рост кредитования. Например, в результате такого регулирования значительно увеличилась нагрузка на капитал банков при выдаче кредитов с собственными средствами заемщика, составляющими менее 20 %. Как следствие, не все банки могут сохранять такие кредиты в продуктовой линейке. Справедливости ради надо отметить, что после ужесточения бывают послабления.
Антикризисные инструменты | кризисный год 2009 | кризисный год 2015 | кризисный год 2020 | Другие инструменты, поддержки ипотечного рынка |
Поддержка кредиторов | Программа приобретения Внешэкономбанком облигаций с ипотечным покрытием (150 млрд руб.) | |||
Помощь заемщикам, попавшим в трудную ситуацию | Создание в феврале 2009 года ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов» с тремя уровнями поддержки: первичная реструктуризация ипотечных кредитов, вторичная реструктуризация, выкуп предметов залога. В 2009 – 2010 году около 10 тыс договоров на оказание помощи | Постановление Правительства РФ от 20.04.2015 № 373 Программа помощи, предлагающая несколько видов реструктуризации Около 21 тыс договоров | Продление программы от 2015 года. 106-ФЗ от 03.04.2020 «Дополнительные ипотечные каникулы в связи с Covid 19» Дополнительное право на уменьшение платежей | 76-ФЗ от 01.05.2019 г «Ипотечные каникулы» Право на уменьшение платежей один раз за кредит |
Льготное приобретение новостройки в кредит через субсидирование банкам процентной ставки | Постановление Правительства РФ от 13.03.2015 № 220. Кредиты по ставке 12 %. Результат кредитования в 2015-2016 годах 928,7 млрд руб. | Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 № 566. Кредиты по ставке 6,5% . План кредитования в 2020 году 740 млрд руб. | Действуют льготные федеральные программы: Сельская ипотека (ставка 3 %) , Дальневосточная ипотека (ставка 2%), Детская (семейная) ипотека (ставка 6 %) |
Наиболее наглядно сравнение первого и повторного использования программы субсидирования новостроек. В 2015 году прошло 45 дней от утверждения Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности до утверждения льготной программы. В 2020 году совещание по вопросам развития строительной отрасли состоялось 16 апреля 2020 года. Постановление Правительства вышло 23 апреля и распространяется на кредиты, выданные начиная с 17 апреля. Другими словами, программа было запущена практически мгновенно. По данным оператора программы АО «ДОМ.РФ» первые кредиты были выданы 20 апреля, а объем кредитования за стартовые 1,5 месяца работы превысил 100 млрд руб.
Антикризисные мероприятия характеризуются достаточно высокой эффективностью расходования бюджетных средств. Привлекательные кредитные ставки и другие льготы заемщикам обеспечиваются не только за счет государства.
Антикризисные мероприятия 2015 года стоили бюджету 14,9 млрд рублей по программе субсидирования новостроек и 7,23 млрд рублей по программам реструктуризации ипотечных кредитов. Комфортные для заемщиков ипотечные каникулы вообще полностью осуществляются за счет коммерческих банков.
Субсидирование ставки – малая часть денежных средств, приходящих в строительную отрасль. На каждый бюджетный рубль, вложенный в предыдущую программу субсидирования новостроек, в отрасль было привлечено 99 рублей, включая средства банков и граждан [1]. При покупке квартиры по льготным программам граждане вкладывают свыше 30 % собственных средств. В результате анализа антикризисных государственных действий выявлено следующее:
- отдельные антикризисные мероприятия используются после кризиса и становятся постоянными. Иллюстрацией является закрепление в законодательстве права заемщика на реструктуризацию, получившее устоявшееся название - ипотечные каникулы. Таким образом, антикризисный инструмент превратился в постоянный элемент помощи заемщиков;
- скорость принятия и внедрения антикризисных инструментов увеличивается;
- государство запускает стартовый механизм, но оплачивает его незначительную часть;
- важнейшим рычагом восстановления рынка является не размер финансовой помощи, а скорость ее выделения, когда в период нестабильности поддерживается маржинальность кредитования;
- льготные программы обозначают тренд по кредитным ставкам, показывающий какие ставки через некоторое время должны быть не льготными, а стандартными. Произошедшее 19 июня 2020 года снижение ключевой ставки Банка России до 4,5 % явно демонстрирует, что льготные ставки 6 % и 6,5 % должны восприниматься не как недостижимая льгота, а как краткосрочный ориентир.
Набор антикризисных действий банков имеет несколько своих характерных особенностей.
Первоначальный набор действий можно определить как риски и расходы. Риски надо ужесточить, а расходы, борьба за сокращение которых и так ведется постоянно, сократить. По части рисков существует несколько известных приемов: увеличение ставки, отказ кредитования заемщиков из пострадавших в кризис отраслей, строгости по линии подтверждения доходов, обнуление или сокращение сроков действия ранее выданных уведомлений об одобрении кредита, увеличение доли собственных средств заемщика. От кризиса к кризису проявление осторожности банками потеряло единообразие и одновременность, то есть, некоторые крупные банки в 2020 году вообще не реагировали на кризисную суету.
Вторая особенность – рвение к участию в государственной программе субсидирования процентной ставки.
Тип участника | Характеристика | Примеры | Рыночная перспектива |
Ипотечная империя | Ипотечная империя в своем расширении не имеет территориальных и финансовых ограничений и всеядна в части выбора клиентских сегментов [12]. | Сбербанк, ВТБ, Банк ДОМ.РФ | Стабильный рост.Системное влияние на весь ипотечный рынок за счет объемов и административных возможностей. Усиление позиций в смежных отраслях. Включение в свой состав других кредиторов или сервисных компаний. Усиление розничных позиций и доходной базы за счет корпоративной работы, проектного финансирования, страховых компаний и др. Рыночная доля - от 5 %. |
Ипотечное королевство. Два типа: федеральное, региональное. | В своем росте королевство имеет территориальные или клиентские ограничения, в рамках которых оно может конкурировать на равных с другими участниками рынка. Ипотечное королевство создало замкнутый ипотечный цикл, освоив выпуск ИЦБ [12] (в большинстве случаев). | Федеральное королевство: Газпромбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Банк ФК Открытие, Альфа банк, Райффайзенбанк, Росбанк. Региональное королевство: Банк Санкт-Петербург, Банк Возрождение,Банк АК БАРС, Московский кредитный банк | Рыночная доля: федеральное королевство 2 % - 5 %, региональное королевство 0,3 % - 2 %. Удержание своего рыночного положения за счет акцента на работе со своими клиентскими сегментами, постоянной оптимизации деятельности. Для региональных королевств развитие вне своих регионов возможно только без создания физической инфраструктуры. Обязательное соответствие современным технологическим требованиям, даже внедряя их с отставанием. |
Банк – агент,Банк – сервис по продуктам и клиентам (перспективный типаж) | Качественная профессиональная деятельность в интересах других игроков рынка | Трансформация в такие типажи не завершилась. В качестве условных примеров можно отметить: Абсолютбанк, объявивший о развитии сервисной модели ипотечного бизнеса, Примсоцбанк, имеющий опыт агентской работы в пользу двух кредиторов. | Сокращение универсальности бизнеса. При превалирующей доле ипотечного бизнеса возможность трансформации в небанковскую организацию. При средней доле ипотечного бизнеса прекращение собственного ипотечного кредитования в пользу агентской работы. |
1. К ипотечным империям отнесен Банк ДОМ.РФ, имеющий рыночную долю меньше 5 %, но в совокупности с материнской компанией АО ДОМ.РФ, существенно влияющий на ипотечный рынок вне зависимости от собственного объема кредитования.
3. В качестве примеров приведен не полный список банков данного типа.
4. В таблицу не включены банки с небольшими объемами кредитования, которые не имеют стратегии ипотечного проекта и не влияют на ипотечный рынок. Со временем они могут покинуть ипотечный рынок или оставить ипотечный продукт для формального обогащения продуктовой линейки.
5. В таблицу не включены ипотечные банки, представляющие собой мемориальный тип ипотечного бизнеса с ограниченными возможностями развития и занимающими небольшую рыночную нишу.
Последний кризис с увеличением онлайн возможностей показал рост разнообразия типажей агентов. Рано или поздно обострится вопрос о том, кто эффективнее в качестве агента – коммерческий банк или другая компания, не обремененная банковской лицензией. Не исключен сценарий, при котором переход банка из самостоятельного кредитора в агенты будет первым шагом перехода кредитной организации в финтех или сервисную компанию.
Небанковские участников ипотечного рынка могут быть разделены на две группы, каждая из которых после достижения успеха в своей области будет стремиться шагнуть на поле соседа.
К первой группе относятся инфраструктурные компании: страховщики, оценщики, сервисы подбора недвижимости, регистрационные сервисы.
Ко второй группе относятся компании следующих типов: онлайн ипотечные брокеры, лидогенераторы.
Указанные участники рынка находятся в тесном сотрудничестве с кредиторами. В то же время существует постоянное давление на них со стороны ипотечных империй, которые в той или иной степени могут интегрировать такие сервисы внутрь своей орбиты через маркетплейсы и экосистемы.
Выводы по пятому фактору. Рыночная роль ипотечного кредитора будет меняться вне зависимости от его желаний и лучше ее выбрать самостоятельно.
Представленные выше факторы отражают только часть обстоятельств, влияющих на изменение ипотечных стратегий. Сформулируем несколько предположений о посткризисном изменении ипотечных стратегий.
Первое. Ипотечную стратегию как часть долгосрочного управления может позволить себе ограниченное количество коммерческих банков, объем бизнеса, которых позволяет устойчиво проходить кризисы.
Второе. Не исключено, что стратегию придется заменить набором тактических действий. При этом придется определить порядок рефинансирования кредитного портфеля.
Третье. Экономическая устойчивость ипотечного проекта обеспечивается не только размером кредитного портфеля и соответствующими процентными доходами, но и доходами от продолжительной работы с ипотечным клиентом и от деятельности в смежных отраслях. Другими словами, управление ипотечным продуктом как отдельным бизнесом должно трансформироваться в единое клиентское или сервисное управление с общим расчетом эффективности.
Четвертое. По линии продуктов и продаж устойчивость ипотечного проекта может определяться уменьшением зависимости от чрезмерной доли какого-то продукта или партнера.
Во-первых, усиление взаимовлияния ипотечного кредитования и высшей исполнительной власти (Президент, Правительство), ведущее к определенному огосударствлению ипотечного бизнеса, когда власть свое влияние проецирует в конкретные практические действия, зачастую в определенный период существенно изменяющие ипотечный рынок. Банк должен находиться в постоянной управленческой готовности адаптироваться к изменениям. Например, за несколько дней внедрить новый льготный кредитный продукт.
Во-вторых, неравномерность экономического развития с периодической сменой цикла повышения процентных ставок на цикл их снижения. При общем долгосрочном росте объемов ипотечного кредитования периодически происходят колебания темпов роста, вплоть до отрицательных значений. В результате растут усилия коммерческих банков для поддержания экономической эффективности деятельности в кризисные и посткризисные периоды, реализующиеся посредством непрерывной оптимизации управления всеми внутренними процессами, продажами и обслуживанием;
В-третьих, перманентная финтех революция, несмотря на некоторую тягу к броским лозунгам, привела к реальному увеличению базового набора функций, необходимых для сохранения конкурентоспособности, и как следствие, обязательность постоянного участия банка в технологической гонке, из которой выйти можно только на «обочину».
В-четвертых, многомерный рост ожиданий потенциальных ипотечных заемщиков, которые привыкли, что ипотечные кредиты должны становится доступнее, а онлайн сервисы быть неограниченными с обязательным индивидуальным подходом к нуждам клиента, генерируем банковскими системами автоматически. При этом сохраняется высокая требовательность к оффлайн взаимодействию, потребность в котором возникает при проблемных или других сложных ситуациях. Другими словами, хорошо бы все делать онлайн с минимум контактов, а если понадобится, то банк должен быть готов сразу же и долго заниматься конкретными вопросами клиента. Для банка это приводит к необходимости иметь не только великолепный сервис в мобильных и интернет приложениях, но и квалифицированную сервисную службу.
Вышеупомянутые тренды могут привести к следующим последствиям:
- затраты на соответствие растущим по всем направлениям требованиям будут увеличиваться,
- маржинальность ипотечного кредитования будет снижаться,
- объемы ипотечного кредитования будут расти, несмотря на периодические кризисные колебания,
- эффективность ипотечного бизнеса для конкретного банка связана с объемом ипотечного портфеля и вовлечения ипотечных заемщиков в постоянное взаимодействие с банком по другим продуктам и сервисам,
- вопросы рефинансирования выросших ипотечных кредитных портфелей будут решаться долго, что, в свою очередь, ограничит для ряда кредиторов возможности роста из-за вопросов ликвидности.
Практическое влияние на ипотечные стратегии можно представить в виде выбора между стратегией формирования больших собственных клиентских и кредитных портфелей, для которых ипотечный кредит служит одним из удобных входов, и стратегией оказания продуктовых и/или клиентских сервисов.
Для второй стратегии увеличение роста комиссионных доходов и сервисной составляющей неизбежно поставит вопрос о конкуренции с небанковскими организациями, которые в этом соревновании имеют преимущества за счет большей технологичности и отсутствия регуляторных сложностей.
В качестве третьей можно рассмотреть стратегию компактной регионализации, когда оффлайн бизнес остается в одно регионе или макрорегионе в объеме, позволяющим поддерживать конкурентоспособность за счет хорошего покрытия территории, высокого качества работы и отличной управляемости. В объемном выражении такая стратегия позволяет занимать третье место в регионе после крупнейших федеральных банков. В других регионах может произойти сжатие оффлайн бизнеса вообще или частичное оставление его в онлайн формате в «не домашних» регионах.
Вслучае реализации трех описанных стратегий на ипотечном рынке в течение трех-пяти лет на рынке останется десять крупных федеральных банков и десять региональных банков, достигших существенного объема работы и устойчивого положения на региональном рынке.
Для первой категории банков годовой объем кредитования может превышать 100 млрд рублей, для второй категории 30 млрд рублей. Сервисные банки и компании от своего имени кредитованием заниматься не будут, а результаты их деятельности будут отражаться на балансе первых двух категорий.
Оставшиеся на ипотечном рынке банки с другими стратегиями будут использовать ипотечное кредитование в соответствии с собственной задачами, не оказывая значимого влияния на федеральный и региональные рынки.
2. Гордейко С.Г. Особенности применения системного подхода к управлению в кризисные периоды (на примере коммерческого банка) // Менеджмент сегодня. — 2015. — №2. — С. 82–98.
3. Гордейко С.Г. Изменение системы продаж финансовых услуг в кризисные периоды // Управление продажами. — 2015. — №1 — С. 22–23.
4. https://cbr.ru/press/event/?id=6678
7. Гордейко С.Г. Некредитная мода для банков, или «Троянский конь» маркетплейсов //http://rusipoteka.ru/ipoteka_sekyuritizaciya/ipoteka_2020/nekreditnaya_moda_dlya_bankov_ili_troyanskij_kon_marketplejsov/
9. Гордейко С.Г. Неизбежность системной трансформации продаж ипотечных кредитов // Управление продажами. — 2017. — № 3 — С. 216-232.
10. Гордейко С.Г. В чем банку стоит быть остлрожным при внедрении цифровой ипотеки? // Банковское кредитование. — 2018. — № 3 — С. 76-83.
11. Гордейко С.Г. Как сделать выбор между зависимым и независимым ипотечным проектом? // Банковское кредитование. — 2018. — № 2 — С. 57-64.
12. Гордейко С.Г. Ипотечные империи в России: что было, что есть, что будет». (20.10.2017) — http://bankir.ru/publikacii/20171020/ipotechnye-imperii-v-rosii-chto-bylo-chto-est-chto-budet-10009258/