Семён Мительман: Сегодня создана рабочая группа по проблемам дольщиков при исполнительной власти
В конце года традиционно подводят итоги. Депутат Законодательного Собрания Челябинской области, председатель комитета по законодательству Семён Мительман в интервью ИА REGNUM рассказал о годовой работе комитета, а также о разрабатываемой программе помощи обманутым дольщикам.
- Семён Аркадьевич, в этом созыве Законодательного собрания Вы дебютировали как председатель комитета по законодательству. Раньше Вы отвечали за экономическую и социальную политику. Как ощущаете себя в новой роли?
Мы как военные - куда прикажут... О том, чтобы возглавить комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению меня попросил председатель Законодательного Собрания Владимир Мякуш и губернатор области Михаил Юревич. Я думаю, это наиболее ответственное направление работы в Законодательном Собрании. Через наш комитет проходят все нормативные акты, которые разрабатывает Законодательное Собрание. Мы являемся последним звеном, которое проводит их правовую, лингвистическую и антикоррупционную экспертизы. И только после нашего одобрения нормативный акт выходит на конечный этап. Пришлось осваивать новое для себя направление. Но мне трудно сказать, как это получается. Оценивать работу должны другие люди. По крайней мере, ни одного замечания, протеста прокуратуры не поступало, переделывать нормативные акты за год нам ни разу не пришлось. Я считаю, что это показатель качества работу правового управления, меня как руководителя комитета по законодательству и депутатов, которые в нем работают.
- Какие законы из принятых комитетом в течение года, по Вашему мнению, являются знаковыми для Челябинской области?
Один из самых важных - это закон "Об Уставном суде Челябинской области". Мы его приняли в окончательной редакции на последнем заседании Законодательного Собрания. Появление этого суда - знаковое событие для региона. Сегодня спорные вопросы взаимоотношений между муниципалитетами и региональной властью, вопросы, касающиеся Устава области, полномочий губернатора, его деятельности или бездеятельности - эти вопросы просто зависают в воздухе. Может вмешиваться прокуратура, но реально нет человека, который бы сказал - вот это правильно. Суды общей юрисдикции могут принимать такие решения, но в них судьи не заточены под это направление. Сейчас у нас появляется суд, который может поставить точку в любом споре между муниципалитетом и региональным правительством, между парламентариями и прокуратурой, между правительством области и прокуратурой, между правительством и Законодательным Собранием. Эти споры возможны. Они не обязательно носят антогонистический характер. Речь может идти о более корректном оформлении даже в бюджетной сфере. Мы долго - около полугода - работали над этим законом. У него были и противники, и люди, пытавшиеся расширить или сузить полномочия Уставного суда. Тем не менее, работу над законом мы закончили. Я считаю это одним из успехов нашего комитета.
- Еще какие нормативно-правовые акты Вы можете назвать?
Например, "Закон о порядке проведения публичных мероприятий на объектах транспортной инфраструктуры, используемой для транспорта общего пользования". Было очень много споров о том, где проводить митинги, шествия. Мы должны были чётко определить места, где это возможно. Посмотрите, что происходит с митингами в Москве: то там нельзя, то там можно. А в Челябинской области чётко определены разрешенные места, споров здесь быть не может. И постоянная наша стезя - утверждение мировых судей. Это мы делаем практически на каждом заседании Законодательного Собрания. Сначала их кандидатуры рассматриваются на комитете по законодательству. Еще одна постоянная наша работа - изменение выборного законодательства.
- У нас поменялась система выборов в муниципалитетах. Расскажите, пожалуйста, об этом.
Да, совершенно верно. Один из законов, которые мы приняли, говорит о том, что если численность депутатов в представительных органах власти 20 и более, то их выборы проводятся с применением смешанной или пропорциональной избирательной системы. То есть либо 50 на 50 (часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, часть по партийным спискам по пропорциональной системе - прим. ИА REGNUM), либо полностью по партийным спискам. Как дальше будет строиться политическая система в России - не известно, в связи с последними событиями и протестными настроениями возможно какие-то изменения в ней будут. Об этом Владимир Путин заявил в прямом эфире, отвечая на вопросы граждан. Но пока мы приняли такой закон. Как говорится, "закон суров, но это закон".
- Он уже апробирован?
Нет пока. Мы надеемся, что с 2012 года возможно в некоторых муниципалитетах он будет применяться. Он будет действовать со следующих выборов депутатов. В области основные выборы прошли в 2009 году.
- Это тот самый закон, который был принят по следам Хомутининского дела?
Хомутинино против этого закона выступало. И до Конституционного суда РФ дошло. Хомутининская группа считает, что должны быть выборы только по округам, чтобы каждый гражданин мог высказать свою волю. А если половина депутатов по партийным спискам избирается, значит, по их мнению, часть голосов уже отсекается. Я с этим не согласен. Неважно, за кого избиратель голосует - за Иванова Петра Петровича, как просто кандидата, или за Иванова Петра Петровича, члена такой-то партии. У нас свое мнение по этому поводу.
- Также Вы уделяете внимание обманутым дольщикам.
Мне досталось как председателю комитета партийное поручение от "Единой России", которое выполнял мой предшественник. Я говорю о работе с проблемными и обманутыми дольщиками, которых у нас на сегодняшний день больше двухсот человек. Это официально признанные обманутые дольщики. Мы надеемся, что больше не будет. Но за год, что я этой работой занимаюсь, намного меньше не стало. Даже наоборот, прибавилось. Совсем недавно проблемными стали два объекта в Магнитогорске. Нас уверяли, что с этими домами все хорошо. Но пошло много жалоб от граждан. И мы добавили их в перечень проблемных. Всего в нем 26 объектов. Задача, поставленная Владимиром Путиным - до конца 2012 года закончить с проблемными объектами - мы, конечно, над ней работаем, но это будет крайне сложно. Либо на бюджет должна лечь огромная нагрузка, либо эту проблему придется решать поэтапно. Еще один вариант - решать ее только в отношении тех, кто действительно нуждается в жилье. Я не открою секрета, если скажу, что часть квартир приобреталась в инвестиционных целях. Это бизнес, бизнес рисковый. Бизнесмен всегда может что-то потерять. В данной ситуации таким людям государство помочь не сможет. Они шли на риск, инвестируя деньги. А вот людям, у которых вообще нет жилья, вложившим последние деньги в его покупку, тем, кто имеет низкие доходы, конечно, им государство будет помогать.
- Расскажите, какая работа ведется в этом направлении?
Год мы проводили подготовительную работу. Сегодня создана рабочая группа по проблемам дольщиков при исполнительной власти. Она занимается разработкой конкретной программы помощи этим категориям граждан.
- Что это за программа?
Она будет включать в себя несколько мероприятий. Один закон мы уже приняли - о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство на безвозмездной основе. Кому-то из обманутых дольщиков будут выделены участки. Единственное, мы должны четко определить один момент: создание инфраструктуры должно быть за счет бюджета. Тогда человек либо может дом построить, что в случае подведения сетей по стоимости сопоставимо с покупкой квартиры, либо выгодно продать участок и купить квартиру. Затем будет рассмотрен такой вопрос, как предоставление жилья социального найма для обманутых дольщиков. Также предполагается, что государство сможет средства вкладывать как первый взнос в жилье, приобретаемое у АИЖК. АИЖК по льготным ценам сможет предоставлять квартиры обманутым дольщикам без первоначального взноса, на каких-то льготных условиях. И, наконец, последнее - в случае, если дом не достроен, но есть площади, свободные от посягательства третьих лиц, инвесторы (тот же АИЖК) будут достраивать. Сейчас в Копейске реализуется такая схема: бюджет выделяет средства, дом достраивается, площади продаются, деньги возвращаются бюджету. Еще вариант - субсидии с дальнейшим возвратом застройщику или муниципалитету на подведение коммуникаций, что достаточно дорого. Иногда бывает такое - застройщик готов дом сдать, но не хватает средств для выполнения технических условий. Эти мероприятия, возможно, позволят нам помочь большей части.
- До этого, по Вашим оценкам, помощь обманутым дольщикам была на каком уровне в Челябинской области?
Уровень переговоров, увещеваний. Единственные реальные подвижки - по объекту на ул. Чичерина в Челябинске. Выделены из городского бюджета средства на его снос. Сейчас на эту площадку определяется подрядчик. Часть квартир он будет обязан выделить обманутым дольщикам. Конечно, их взносы не полностью будут компенсированы. Но, хотя бы, процентов на 60-70%. Остальное они должны будут доплатить.
- Возник вопрос по поводу закона о бесплатных земельных участках. Насколько я понимаю, в отношении дольщиков он пока не работает? Мало кто предпочтет квартире земельный участок.
Я разговаривал с дольщиками. Некоторые из них при условии выделения нормального участка в черте города и подведения всех коммуникаций готовы построить дом. При сегодняшних технологиях себестоимость квадратного метра такого дома будет сопоставима со стоимостью квадратного метра квартир. Часть дольщиков смогут продать участок. Он будет стоить, как квартира. Первые такие решения уже готовятся в региональном Минстрое.
- Российское законодательство несовершенно в части долевого строительства. Каким Вы видите решение этой проблемы?
Решение проблемы я вижу в одном - в правовой грамотности населения. Закон о долевом участии достаточно жесткий, защищает дольщика. Но, к сожалению, большинство из них не по этому закону вкладывали деньги. Кто-то организовывал кооперативы, паи покупал, а потом кооператив пытался дешевое жилье купить. Кто-то по договорам уступки действовал. Люди клевали на предложения дешевизны. В итоге получили то, что получили. Мы все время говорим - действуйте по закону, узнайте о застройщике, и все будет хорошо. Но я бы предложил, и мы такую инициативу в Госдуму направляли, запретить продавать жилье до полной постройки дома. Хотят жители заранее вносить деньги - пусть несут в банк, как в сберегательную кассу. Тогда не будет обманутых. А сегодня самое страшное - двойные продажи. Ладно, если дом просто не могут достроить. Таких обманутых дольщиков половина из тех двухсот с лишним человек. Им как-то можно помочь. Но если прошли двойные продажи, как в случае с домом по Цвиллинга, 62 в Челябинске. Прошли двойные продажи, Петрова (Николая, гендиректора строительной фирмы - прим. ИА REGNUM) посадили. А что дальше? Люди остались ни с чем. Вот самая сложная ситуация.
- Если запретить продажи на этапе строительства, строителям на что строить?
Большинство строителей начинают работу, потом хотят собрать деньги с будущих жильцов, построить на них, не затрачивая своих средств. А потом еще и продать с прибылью. Не все конечно такие, но, к сожалению, встречаются. Здесь главам муниципалитетов необходимо проводить жесткий отбор при выдаче разрешения на строительство, аренду земли. Они же могут повлиять. И я вижу, как в Челябинске, Копейске, Миассе главы поняли. Не так просто любому застройщику получить площадку.
- Когда эта программа начнет работать?
Мы планируем в феврале-марте ее уже принять. То есть в 2012 году по ней начнется работа.
- А еще какие важные законы в следующем году Законодательное Собрание собирается принять?
Я не люблю говорить о неосуществленных пока планах. Давайте мы поговорим об этом через год. Надеюсь, что в новом году мы примем законы, которые будут помогать жителям Челябинской области.