Ведутся плановые работы
Рынок банкострахования в 2022 году вновь оказался в турбулентности. Большинство компаний осенью приступают к составлению бюджетов на 2023 год и задаются вопросом: нужно ли закладывать в планы восстановление рынка и прежних отношений его участников или условия бизнес-среды изменятся? Ведь многие перемены в отношениях участников, позиции регуляторов и воздействие экономических факторов могут требовать изменений в страховой и/или банковской организации. А любые перестройки в крупной финансовой структуре — это проекты и расходы на них.
О ПОТРЯСЕНИЯХ
Санкции и ограничения в управлении ценными бумагами привели к остановке продаж многих продуктов ИСЖ и НСЖ.
В части страхования заемщиков потребительских и ипотечных кредитов резкое падение выдач привело к сильному падению страховых сборов. При этом число досрочных погашений кредитов, которые влекут прекращение договоров страхования и возврат части страховой премии, менялось слабо, в пределах 10% уровня второго полугодия 2021 года. Возникший дисбаланс выдач новых и досрочных погашений ранее выданных кредитов привел к тому, что в марте и апреле по некоторым проектам страхования заемщиков суммы возвратов превышали сборы.
Частичную компенсацию потерь в сегменте заемщиков смогли получить страховщики, реализующие в банковском канале программы для вкладчиков. Резкое повышение ставки по вкладам до 20% (и более) привело к кратному росту клиентского потока в отделениях банков и в онлайн-каналах обслуживания.
Ажиотажный спрос на основной банковский продукт (депозит) создал отличные условия для продажи дополнительного продукта (страхование) с конверсией, близкой к 100% в некоторых банках, особенно при очном взаимодействии с клиентом
В третьем квартале 2022 года ситуация на рынке банкострахования стабилизировалась — резких изменений (более 30% за месяц) финансовых потоков между участниками не ожидается. Но нет надежд и на восстановление прежних объемов в сравнении с 2021 годом. И аналитические подразделения коммерческих организаций, и государственные статистические органы констатируют снижение реально располагаемых доходов населения в 2022 году и не дают прогнозов по их восстановлению в будущем году. ЦБ и Минэкономразвития в августе скорректировали общий экономический прогноз на 2022–2025 годы. Прогноз МЭР по падению ВВП в 2022 году стал оптимистичнее и составил –4,2% (было –7,8%), но ожидания от 2023 года ухудшились на 2,7% (было –2%). Государство рассчитывает на более плавный, но протяженный во времени спад экономики. Быстрого «отскока» к прежним условиям не будет.
Еще одним препятствием к восстановлению банкострахования является уникальная ситуация с дефицитом товаров, которые ранее стимулировали потребность физлиц в кредитовании. На рынке отсутствуют или неоправданно дороги импортные автомобили, на 38% сократились поставки смартфонов в премиум-сегменте, уменьшилось предложение европейской и американской электроники и бытовой техники в крупных сетевых магазинах (а магазины — существенные площадки POS-кредитования). Расходы на заграничные путешествия сократились в несколько раз и тоже перестали быть драйвером займов для физлиц.
КАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ОЖИДАТЬ
1. Передел рынка в части страхования ипотечных заемщиков
Российские регуляторы готовят инициативы, которые приведут к единому стандарту ипотечное страхование. Минюст располагает утвержденным Указанием ЦБ «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления добровольного страхования жизни и здоровья заемщика по договору потребительского кредита (займа)…». Многие участники рынка ждут официальной публикации документа до конца сентября. Указание распространяется также на ипотечные кредиты и вводит единый порядок определения страховой суммы по личному страхованию в зависимости от суммы кредита. Принятие Указания не позволит банкам требовать у клиентов полисов с определением страховых сумм по «особым» методикам.
ВСС подготовил внутренний стандарт «Требования к условиям и порядку осуществления ипотечного страхования», который описывает состав рисков для личного страхования, страхования имущества и титула, а также предлагает унифицированную форму договора страхования. С большой вероятностью ЦБ согласует cтандарт в четвертом квартале 2022 года или даже трансформирует его в обязательное к исполнению Указание.
Стандартизация методик определения страховых сумм, рисков и форм договоров снимает барьеры в виде аккредитации и особых требований, которые используют банки и кэптивные группы для «защиты» своего портфеля от посягательств сторонних страховых организаций. Независимые страховщики несколько лет рассказывают о разработке процессов и технологических решений для прямого обращения к ипотечным заемщикам и открыто заявляют о намерении в 2023 году «привлечь» часть клиентов из кэптивов. В свою очередь, ЦБ поддерживает стандартизацию ипотеки и будет вставать на сторону клиентов, если банки попытаются массово отказывать физлицам в приеме «стандартного» ипотечного полиса. Поддерживает ЦБ и обострение конкуренции в сегменте, которая идет на благо конечным потребителям. Подтверждением является развитие портала «Финуслуги», который становится эффективным маркетплейсом, но только для высокотехнологичных банков и страховщиков. Переход ипотечного страхования в канал прямых продаж повлечет снижение доходов банков (при отсутствии агентских отношений) и перераспределение доходов кэптивных страховщиков в пользу рыночных участников.
2. Ужесточение контроля регулятора за страховыми услугами в банках
ЦБ анонсировал и последовательно реализует мероприятия по контролю за страховыми услугами в банках. Причем в 2022 году Банк России впервые стал обращать внимание не только на корректность продажи, но и на «выгодность» страховой услуги для потребителя. ЦБ запрашивает информацию о том, как делится плата за страхование на доход банка и на нетто-премию. В результате некоторые участники рынка могут получить настойчивые рекомендации снизить долю комиссии в пользу расширения страховой защиты или для снижения стоимости продукта. С точки зрения банков, пристальное внимание и рекомендации регулятора несут риск уменьшения маржинальности от продаж страховых продуктов. Соответственно банки начнут искать способы сохранения доходности от продажи дополнительных услуг. Некоторые банки будут увеличивать долю продаж нестраховых комиссионных продуктов. Другие финансовые организации попробуют перестроить собственные продукты для получения основного дохода именно от банковской деятельности. На примерах других стран можно посмотреть, какие последствия в банкостраховании имели место при «закручивании гаек» регуляторами в части допуслуг заемщикам.
3. Снижение маржинальности страховых операций в результате новых требований ЦБ к информированию клиентов-физлиц
С 1 апреля 2023 года вступит в силу Указание ЦБ № 6109-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления отдельных видов добровольного страхования…». Указание обязывает страховщиков и их посредников предоставлять физическим лицам «Ключевой информационный документ» (КИД) определенного формата. КИД должен предоставляться почти по всем продуктам для физлиц, независимо от того, есть связь продукта с кредитом или нет. Один из разделов КИД посвящен условиям возврата страховой премии, и вот он может осложнить работу страховщиков. Сейчас большинство «нежизневых» продуктов в банкостраховании исключает возврат страховой премии после периода охлаждения. Пункт 4 Указания требует включения в полисы условия о частичном возврате в случае непредставления страховщиком информации об условиях страхования или предоставления неполной/недостоверной информации. Такая формулировка допускает весьма широкое толкование в спорах физлиц и страховщиков.
Именно в канале банкострахования продажи страховых услуг ведутся весьма агрессивно, вплоть до навязывания. ЦБ борется с этим и будет вставать на сторону клиентов-физлиц при рассмотрении их жалоб. Более того, ЦБ признает связь страхового продукта с займом, если договор страхования был заключен в один день с кредитным договором. Это дает возможность клиентам требовать возврата неиспользованной части страховой премии и при досрочном погашении, ссылаясь на недостоверность информирования: «…в момент продажи мне сказали, что обязательно нужно купить эту страховку для получения кредита». Моя оценка: число обращений «банковских» клиентов к страховщикам за возвратом вырастет вдвое и приведет как к операционной нагрузке на страховщиков, так и к ухудшению финансового результата. В части операционных расходов негативный эффект испытают только те компании, у которых отсутствуют процессы скоринга обращений без участия человека и автоматическое перечисление клиенту суммы возврата. А при наличии таких технологических решений операционные расходы почти не зависят от числа обращений.
Топ-менеджеры страховых организаций будут стараться сократить расходы на проекты следующего года. К такому решению подталкивают ожидаемое невыполнение планов 2022 года, высокий уровень неопределенности и негативные прогнозы по восстановлению кредитования. Но грядущие изменения на рынке банкострахования создают новые риски как потери части бизнеса, так и роста удельных операционных расходов. Для минимизации этих рисков страховщикам нужно оценивать свою готовность к изменениям и предусматривать бюджеты как на проекты по совершенствованию IT-систем, так и на трансформацию внутренних операционных процессов.