Участники целевых программ по субсидированию ипотеки в Челябинске просят о помощи
Без денег и без квартир. В Челябинске участники целевых программ по субсидированию ипотеки просят о помощи. Истории похожи одна на другую: люди уже оформили кредиты на квартиры, когда им, по их же словам, вдруг неожиданно отказали в безвозмездных субсидиях, положенных в рамках четырех целевых программ.
Несколько недель Ксения Комиссарова проводила собственное расследование и попробовала выяснить причины этой странной ситуации. Тем более что в ней фигурируют некие громкие имена с, казалось бы, хорошей репутацией.
Где эта улица, где этот дом – Алексей даже не сразу вспомнил. Вглядываясь в окна, он рассказывает свою историю. О том, как участвовал в целевой программе по субсидированию сотрудников Южно-Уральской Корпорации жилищного строительства и ипотеки. О том, как внес за жилье 2 миллиона рублей личных и заемных средств. О том, что уже одобренную и, как он считает, положенную по целевой программе "Свое жилье – сотрудники" субсидию в итоге ему, почему-то, так и не выплатили. Из-за чего Алексей до сих пор не получил ключи от квартиры – ведь деньги за жилье перечислены не полностью. А кто должен доплатить – сейчас уже выясняет суд. И это какой-то "парадокс в квадрате". Алексей снимает квартиру и еще платит за ипотеку, он настроен судиться с Корпорацией, хотя сам – юрист КЖСИ.
"Мои права как покупателя, мои жилищные права – нарушены", – подчеркивает Алексей Бузуев, сотрудник ЮУ КЖСИ.
"И сейчас мы платим деньги, по сути, неизвестно за что, – говорит Александр Шаров. – И мы не знаем, получится у нас получить квартиру или не получится".
Всего обязательства не исполнены по четырнадцати аналогичным договорам. Схема классическая и вроде бы проста: субсидии КЖСИ перечисляла через Фонд содействия ипотечному жилищному кредитованию. Что много лет делала, надо сказать, успешно до этих четырнадцати договоров. Управляющий директор Фонда СИЖК показывает документы и сама теряется в догадках, почему субсидий не хватило на всех. Ведь согласно протоколу Наблюдательного совета, который подписывало прежнее руководство КЖСИ, теоретически должно было хватить. Но денег у фонда больше нет.
Алла Курбанова, управляющий директор Фонда содействия ипотечному жилищному кредитованию (СИЖК), отмечает: "Последним протоколом Наблюдательного совета было одобрено внесение в 110 миллионов рублей, из этих денег было потрачено максимум 30-40 миллионов, и оставшиеся денежные средства в КЖСИ выплачивать не хотят, так как говорят, что денег нет. Но по факту деньги, пришедшие в фонд, они будут им же оплачены в КЖСИ, за их же квартиры".
Что это за странная ситуация и в чем ее причины, южноуральские "События недели" попытались выяснить в КЖСИ. Руководитель пресс-службы в письменном виде изложила позицию Корпорации.
"Факт одобрения Наблюдательным советом намерения о пополнении имущества Фонда СИЖК не является предписанием, обязывающим ОАО "ЮУ КЖСИ" совершать определенные действия. В настоящее время Фонд СИЖК является самостоятельным юридическим лицом, ОАО "ЮУ КЖСИ" не отвечает по обязательствам Фонда СИЖК и не имеет возможности вмешиваться в его деятельность", – сообщает Анастасия Меньшикова, руководитель пресс-службы Южно-Уральской Корпорации жилищного строительства и ипотеки.
Гладко на бумаге! А в жизни? ОАО "ЮУ КЖСИ" – единственный учредитель Фонда. И значит, в соответствии с федеральным законом о конкуренции, СИЖК является аффинированной структурой, то есть ее деятельность полностью подконтрольна КЖСИ. А вот выдержка из Распоряжения правительства Челябинской области 2013 года.
"В 2011 году ОАО "ЮУ КЖСИ" создан Фонд "Содействие ипотечному жилищному кредитованию" (далее именуется – Фонд "СИЖК"). Основной целью Фонда "СИЖК" является стимулирование развития ипотечного жилищного кредитования посредством предоставления субсидии жителям Челябинской области на покрытие части первоначального взноса по ипотечным займам. В течение пяти лет ОАО "ЮУ КЖСИ" планируется из своей чистой прибыли направить в Фонд "СИЖК" один миллиард рублей, что позволит предоставить субсидии примерно 10-20 тысячам жителям Челябинской области", – из Распоряжения правительства Челябинской области от 26 июля 2013 года №138-рп.
Сейчас российскому рынку недвижимости действительно нелегко из-за экономической нестабильности. Однако ситуацию, сложившуюся вокруг КЖСИ, многие на Южном Урале связывают еще и с тем, что в конце прошлого года в Корпорации сменился генеральный директор. 23 декабря 2014 года новый руководитель, как утверждают эксперты, знакомые с ситуацией, остановила сделки по купле-продаже квартир на сумму примерно в полмиллиарда рублей и начала масштабную аудиторскую проверку.
Поводом для которой могла стать деятельность Корпорации в период губернаторства Михаила Юревича. В кулуарах поговаривают о возможных денежных махинациях, которые имели место в те годы. Однако, как считают региональная прокуратура и уполномоченный по правам человека в Челябинской области, это не освобождает КЖСИ от выполнения своих обязательств перед теми получателями целевых субсидий, которым деньги были гарантированы.
"Есть ответ из прокуратуры, в котором указывается, что обязательства Челябинской области в лице ЮУ КЖСИ перед гражданами в полном объеме не исполняются. И по результатам проверки в адрес ЮУ КЖСИ внесено представление об устранении нарушений жилищных прав граждан", – говорит Ярослав Понимаш, юрист.
Из-за массовой остановки сделок Корпорация явно недополучила значительную часть прибыли, из которой, собственно, и финансировались программы фонда СИЖК. Похожая ситуация с субсидиями в 2013 году сложилась в Ханты-Мансийском автономном округе, но там сотни семей неожиданно исключили из целевой программы "Доступное жилье молодым", потому что вдруг ввели ограничение по возрасту. Южноуральская история – для России прецедент. Чем она закончится, будет зависеть от решения судов, хотя покупатели ипотечных квартир свои обязательства уже выполнили.