31 октября 2011
982
поделитесь с друзьями

На 1 апреля 2010 года уровень проблемных и безнадежных ссуд составил 11,9% против 11,3% на 1 января текущего года

В сюжетах:
На 1 апреля 2010 года уровень ссуд четвертой и пятой категории качества (проблемных и безнадежных) составил 11,9% против 11,3% на 1 января текущего года и 8,5% на 1 апреля 2009-го. Об этом сообщил во вторник журналистам замдиректора департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Владимир Чистюхин.
 
И хотя он предположил, что "до 15% мы не дойдем", тем не менее, подарил новые аргументы экспертам, предупреждающим о том, что в текущем посткризисном году "плохие" долги могут стать одной из главных угроз дестабилизации отечественной банковской системы. Напомним, ранее Центробанк порадовал известием о том, что в апреле, впервые с сентября 2008 года, доля ссуд четвертой и пятой категорий в портфелях 30 ведущих банков страны снизилась с 10,2% до 9,9%. Так все же, снижается или увеличивается сейчас доля "плохих" долгов в российских банках? И способна ли она достичь критического уровня? А также что следует делать для предотвращения соответствующих рисков? Накануне, например, первый вице-президент "Бинбанка" Александр Лукин уже выступил в одном из интервью за решение проблемы списания "нехороших" задолженностей на государственном уровне.
 
"Да, суммы "плохих" долгов продолжают увеличиваться", - ответила Вестям.Ru директор департамента информационных технологий Центра политических технологий Марина Войтенко. По ее оценке, на сегодня доля кредитов четвертой и пятой категорий, с учетом также реструктурированных задолженностей, составляет 11,9-12,3%, и пока не исключено, что к концу текущего года она может достигнуть 15%. Но, впрочем, вряд ли, размеры токсичных долгов дойдут до прогнозируемого некоторыми аналитиками 20-процентного уровня, добавила Войтенко. Как она отметила, результаты деятельности отечественных предприятий за первый квартал текущего года не подкрепили надежд на существенный экономический рост в текущем году. И, следовательно, экономическим агентам пока не из чего возвращать долги банкам. Хотя, возможно, правительству еще удастся оживить общую ситуацию, например, за счет целевых программ, уточнила директор департамента Центра политических технологий.
 
Как показывает опыт, вследствие кризисов, уровни "плохих" долгов обычно растут в течение двухлетнего периода. И, возможно, после отмеченного соответствующего роста в прошлом кризисном году, их увеличение также продолжится и в 2010 году, пояснил Вестям.Ru главный экономист Центра развития Валерий Миронов. По его мнению, при благоприятном сценарии (исключающем пришествие второй кризисной волны, сопровождаемой, в частности, падением мировых цен на нефть ниже 60 долларов за баррель) в итоге доля просроченных задолженностей, в целом, может составить 15-18%. Тогда как в дефолтном 1998 году их уровень достигал 18-19%. То есть, пока текущее положение дел не выглядят угрожающими, согласился Миронов.
 
По определению же аналитика ИК "Тройка Диалог" Ольги Веселовой, прирост "плохих" долгов на сегодня стабилизировался, однако тренд на их снижение пока не обозначился. Правда, отдельные банки и показывают сейчас уменьшение просроченной задолженности. Иногда это становится возможным, благодаря переводу "плохого" долга на дочернюю компанию, или же благодаря его реструктуризации, "А иногда, действительно "плохие" долги начинают работать. Но пока подобное наблюдается эпизодически", - констатировала Веселова. По ее расчетам, к концу текущего года у ключевых игроков уровень просроченных задолженностей может составить 10-12% по МСФО.
 
Комментируя же упомянутую выше идею о решении проблемы списания "нехороших" долгов на государственном уровне, аналитик ИК "Тройка Диалог" заметила: в целом, банки неплохо управляют токсичными долгами, хотя списывают их по-прежнему не активно, но обращают взыскания на залоги и управляют залогами - где можно реализовать по привлекательной цене - реализуют. "Думаю, проблему нужно решать на микроуровне, а не централизованно, на макроуровне", - добавила она.
 
К более энергичной работе банков в долговой сфере призвала и Войтенко. "В конце-концов, - заключила она, - пусть меньше заплатят дивидендов своим топ-менеджерам. Тогда как перекладывать чужие недоработки на рядовых налогоплательщиков, фактически, за их счет списывая "плохие" задолженности", - было бы неправильно." В свою очередь, и Валерий Миронов высказался за более активную продажу просроченных задолженностей, в том числе иностранным инвесторам - с дисконтом.
 
А вот, по словам президента Ассоциации региональных банков России, депутата Госдумы РФ Анатолия Аксакова, государство вполне могло бы поучаствовать в формировании фонда, который занялся бы выкупом проблемных задолженностей, в том числе в рамках госпрограмм. Также напомнив об опыте дефолтного 1998 года, после которого проблема токсичных долгов сохранялась достаточно долго, Аксаков лотметил, что и сегодняшняя динамика, хотя стабилизировалась, однако, подвержена определенным колебаниям, связанным с изменениями объемов кредитования. По его прогнозу, во втором полугодии процесс кредитования в стране активизируется, вследствие чего начнет уменьшаться и доля накопленных "плохих" задолженностей, достигнув к концу года 9-10%. Перелом же в "долговом" вопросе, очевидно, наступит уже во втором квартале следующего года, предположил в комментарии для Вестей.Ru президент Ассоциации региональных банков.