В МВФ предупредили о риске повторения кризиса 2008 года. Во всем виновата ипотека
Серьезной угрозой для мировой стабильности вновь становятся риски неплатежей по ипотеке. Они могут вызвать волну дефолтов на финрынке, по охвату сравнимую с кризисом 2007–2009 гг., следует из доклада Международного валютного фонда (МВФ) «Как падение цен на жилую недвижимость может деформировать финансовые рынки на фоне роста процентных ставок» (How Falling Home Prices Could Strain Financial Markets as Interest Rates Rise), пишут «Ведомости».
На фоне падения цен на жилье ставки по ипотеке повсеместно растут — это создает высокое давление на заемщиков, сообщают эксперты МВФ. При этом, среди них есть две особо уязвимые группы. Первая — это заемщики с кредитами с плавающей ставкой. Вторая — люди, оформившие ипотеку в 2020–2021 гг., когда цены на жилье подскочили на фоне пандемии.
По мнению аналитиков, наиболее высоки риски дефолта в Канаде, Австралии, Люксембурге, Норвегии, Швеции, Нидерландах и США. Это страны с высокими показателями закредитованности населения. Также учитываются: отношение непогашенного долга домохозяйств к их располагаемому доходу, ценовая динамика недвижимости, динамика изменения кредитных ставок и число домохозяйств, выплачивающих ипотеку.
Самый низкий риск дефолта из-за краха рынка недвижимости наблюдается в Словакии, Словении, Италии, Венгрии, Греции, Латвии и Германии.
Отметим, что Банк России также озабочен закредитованностью граждан. Сейчас регулятор ужесточает политику в отношении субсидированной ипотеки вне госпрограмм, и стремится уменьшить риски банковской системы путем увеличения первоначального взноса. Как полагают эксперты российского рынка недвижимости, такие меры должны еще больше охладить спрос на жилье, в частности на новостройки.
Мнения
«Тогда эта ситуация возникла из-за распространения финансовых инструментов, привязанных к ипотечному рынку, — напомнил он. — Адекватной системы надзора как за этими инструментами, так и за их деривативами не было, что и привело к образованию пузыря, добавил он. С того момента были приняты жесткие меры в отношении всех финансовых структур для резервирования капиталов в случае наступления подобной ситуаций, также практически исчез рынок секьюритизированных ценных бумаг, которые стали источником кризиса».
С ним не согласилась старший преподаватель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Ксения Бондаренко. По ее мнению, вероятность наступления сильного кризиса в секторе недвижимости высокая. Это обусловлено, прежде всего, быстрым ростом ключевых ставок, что повышает стоимость ипотеки, и продолжающейся инфляцией, которая давит на реальные доходы населения.
«Сходства с ситуацией 2007–2009 гг. не ограничиваются растущим соотношением долгов и доходов в развитых странах, — замечает эксперт. — Особенно тревожной выглядит ситуация в экономике США: так, спред между дивидендной доходностью S&P 500 и доходностью 10-летних облигаций США находится на минимуме с 2007 г., что приводит к падению привлекательности американских акций, а уровень просроченной задолженности по кредитным картам в США приближается к уровню 2008 г. во всех категориях и в 2023 г. зафиксирован третий случай значительного сокращения кредитования в США за последние 50 лет —после краха Lehman Brothers в 2008 г. и после терактов 11 сентября, указывает Бондаренко. Беспокойство разделяют и американские домохозяйства: как следует из майского исследования Института Гэллапа, около 48% взрослого населения США выражают беспокойство за сохранность своих средств в банках — это соответствует уровням 2008 года».
Как отмечает первый заместитель генерального директора ЦСР Борис Копейкин, рынок недвижимости США находится под большим давлением. Ипотечные ставки в 6–7% уже стали новой нормой, хотя чуть более года назад они были ниже 4%, а в 2021 г. не превышали 3%. Также значительные риски наблюдаются в экономике Швеции, отмечает эксперт. В этой стране более половины ипотечных кредитов выдано с плавающими ставками, а долг населения по отношению к располагаемым доходам, по данным ОЭСР, примерно в два раза выше, чем в США, указывает он.