Валютные ипотечники Москвы подают в суд на банки, чтобы не оказаться на улице
Из-за резкого падения курса рубля люди, оформившие в 2007‑2008 годах валютную ипотеку, оказались должны банкам в несколько раз больше, чем стоит их квартира.
В Москве валютную ипотеку оформили около 18 тысяч человек. И у большинства из них сейчас проблемы с выплатой кредита. «Мы попали в ситуацию, которую не мы создавали. Но теперь это только наша проблема, и никто нам не помогает», - замечает Ольга Панженская, оформившая валютную ипотеку на квартиру в Мытищах.
ПРОБЛЕМА. Большая часть валютных кредитов выдавалась в России в 2007‑2008 году. Заемщики обращались в банки за рублевой ипотекой, но тогда банки продвигали валютную ипотеку и зачастую отказывали в выдаче рублевого кредита.
«Альтернативы для нас не было. Либо кредит в валюте, либо вообще ничего», - вспоминает Ирина Сафьянова, купившая так квартиру в Царицыно.
В 2009 году валюта начала расти, а вместе с ней и сумма ежемесячного платежа по ипотеке. Но платежи все еще были по силам заемщикам. Осенью 2014 года курс рубля начал резко снижаться. И платежи выросли в разы.
Валютные ипотечники стали обращаться за помощью к банкам, в которых оформляли ипотеку, Центробанку и Правительству РФ.
НА РУБЛИ. Многие банки летом и осенью прошлого года, когда курсы валют только начали расти, отказывали валютным ипотечникам в рефинансировании или затягивали сроки рассмотрения заявлений. За это время курс доллара вырос с 34 до 50 рублей, а вместе с ним увеличился на 1,5 - 2 миллиона рублей и долг по жилищному кредиту. Взять новый рублевый кредит, чтобы загасить им валютный, становилось непосильно, замечает Ирина Сафьянова, представитель Всероссийской ассоциации валютных заемщиков.
Сейчас банки предлагают перевести кредит в валюте в рубли по текущему курсу. Он в 2-3 раза выше, чем тот, при котором люди брали ипотеку 7-8 лет назад.При этом увеличивается время выплат по ипотеке и сумма платежа. В мае этого года Ольге Панженской ее банк предлагал рефинансировать ипотеку. Ежемесячный платеж составил бы тогда около 130 тысяч рублей, вместо прежних 62 тысяч.
А выплачивать кредит по новым условиям пришлось бы еще 20 лет до тех пор, пока Ольге не исполнится 57 лет. В итоге Панженские уже два месяца не платят по кредиту.
В 2008 году семья Панженских покупала трехкомнатную квартиру в Мытищах за 242,5 тысячи долларов (или 6,3 миллиона рублей). За семь лет платежей сумма долга Панженской сократилась перед банком, но она все еще должна выплачивать 216 тысяч долларов. При этом их квартира сейчас стоит примерно 6 миллионов рублей или 93 тысячи долларов по нынешнему курсу Центробанка. То есть даже если они ее продадут, то останутся должны.
Стоимость всех квартир, купленных по ипотеке в 2008 году, в валютном исчислении снизилась почти в два раза, замечает Сергей Шашурин, генеральный директор девелоперской компании Gravion Group.
СУД. Москвич Алексей Ходорыч, главный редактор «Классного журнала», с прошлого года должен выплачивать банку каждый месяц более 100 тысяч рублей по ипотеке. В апреле он обратился в суд с требованием признать договор между ним и банком незаключенным.
Суд Ходорыч проиграл, но уже подал апелляцию. Он намерен дойти вплоть до Верховного суда: «Другого выхода у меня нет».
Этому примеру последовали еще человек десять москвичей, рассказывает Саркис Дарбинян, адвокат. «Пока нет ни одного положительного решения в пользу валютного заемщика. Но в суды обращаться стоит. Чем больше исков подадут, тем быстрее получится привлечь внимание к проблеме», - считает Дарбинян.
БЕЗ КВАРТИРЫ. Светлана Халевина, покупавшая двухкомнатную квартиру в Реутове, весь последний год судится с банком. Тот добивается выселения женщины и двух ее детей из‑за просрочки платежей.
На благоприятный исход женщина не надеется. «Скорее всего, начнется исполнительное производство и придется выезжать. Не знаю, что буду делать. Даже не могу об этом думать», - делится она. Больше всего ее волнует, что на съемной квартире, куда придется переезжать, не получится прописать детей. Поэтому их будет сложно устроить в школу.
Некоторые валютные ипотечники из Москвы уже получили решения суда о выселении, говорит Ирина Сафьянова, представитель Всероссийской ассоциации валютных заемщиков. «Мы платили банкам по 7‑8 лет. А теперь остаемся без квартир, хоть и выплатили банкам их полную стоимость (правда, это только проценты, сам кредит еще предстоит выплатить — прим. ред.)», - замечает Сафьянова.
В чем суть судебных претензий ипотечников
Большинство банков при составлении договора о жилищном кредите оговаривали, что платежи можно совершать в валюте. Это противоречит статье 140 Гражданского Кодекса РФ, в которой рубль признается законным средством платежа и обязателен к приему всеми на территории России.
Алексей Ходорыч при обращении в суд просит признать его договор с банком незаключенным, т. к. предмет договора (выражение денежных обязательств) противоречит закону. В соответствии с законом, кредит и платежи по нему должны быть оговорены в договоре в рублях или рублевом эквиваленте.
Если Ходорыч выиграет суд, то тогда придется заключать с банком новый договор на новых условиях.