Комментарии к интервью Михаила Хазина
Михаил Леонидович Хазин, отвечая на вопрос, насколько ухудшение в макроэкономике повлияет на российский ипотечный рынок? Делает правильное теоретическое утверждение, которое, однако, применительно к ипотеке имеет не вполне прямое отношение, а именно М.Л.Хазин говорит: «Российские банки преимущественно рефинансируются из-за рубежа через межбанковские кредиты. Если стоимость денег будет расти, то объем кредитования будет падать, потому что у российских банков "длинных" денег нет».
Все правильно, однако мы создавали двухуровневую ипотеку с механизмом рефинансирования специально для того, чтобы наполнить систему ипотечного кредитования длинными деньгами, заимствованными с финансовых рынков. В рамках такой ипотечной системы банки выдают долгосрочные кредиты, формируют из них соответствующие пулы и достаточно быстро выводят их за баланс в SPV. Затем, в рамках процедуры секьюритизации, происходит структурирование финансовых потоков, эмиссия (вторичных) ипотечных ценных бумаг MBS и их размещение.
До сих пор, практически, все сделки по секьюритизации, либо носили трансграничный характер, либо чисто «государственный» (с участием бюджета и Банка России). Процентные ставки определяются рейтингом соответствующих бумаг, внутрь которого зашиты, в том числе, политические риски, которые страхуются (в частности в первой сделке ВТБ, политические риски страховала IFC). Я напоминаю об этом только для того, чтобы сделать утверждение, что любое макроэкономическое ухудшение, конечно же, негативно влияет на все процессы в экономике, но не совсем однозначно. Необходим более тонкий анализ.
А вообще, я согласен с интервью, но хочу добавить. Не знаю, с чьей легкой руки, но мы часто слышим, что ипотека – это социальная программа. Я в 2008 году разговаривал с ответственным товарищем из Администрации Президента, не буду называть его фамилию, чтобы ему не было неловко. Я от имени и по поручению участников ипотечного рынка подписал письмо-приглашение для Президента России принять участие в Форуме, посвященном 10-летию принятия закона «Об ипотеке». Мне позвонил коллега из Администрации и говорит, что Президент не придет, поскольку на дворе кризис и могут «полететь» СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, и Президент будет подставлен. Я спрашиваю: «Что он имеет в виду? Ипотеку?». Он отвечает: «Ну да». А когда я почти час рассказывал, что такое система ипотечного жилищного кредитования, он потом говорит мне: «Спасибо. Я понял. А то я никак не мог понять какая же ипотека социальная программа». Из-за такого понимания следуют указания снижения процентной ставки, чтобы повысить доступность кредитов. Не повысим (Существенно)!! А испортим точно (существенно)!!
Михаил Леонидович дает точное западное определение «Доступное жилье для среднего класса». Только у нас не очень понятно, что такое доступное (в Национальном проекте определение отсутствует). На западе существует 2 значения доступности – в смысле покупки и в смысле предоставления. Да и со средним классом у нас не вполне ясно. То ли образованный, то ли живущий «в среднем не плохо». На Западе уровень благосостояния и уровень образованности как-то рядом находятся.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться