Оптическое обаяние ипотечного маркетинга, или легко ли заемщику найти истину
Запись блога повторяет публикацию, подготовленную для популярного информационного ресурса для банков банкир.ру.
Маркетинг является важнейшей частью любого бизнеса, в том числе ипотечного. Из всего разнообразия маркетинговых действий посмотрим только на небольшую часть, когда коммерческие банки публично анонсируют изменение условий кредитования. В дальнейшем эти условия клиент может изучить на ипотечном разделе сайта банка или обратиться за личной консультацией.
Складывается субъективное ощущение, что информация, предлагаемая потребителю, не становится прозрачнее, а чтобы разобраться в условиях кредитования требуются существенные усилия.
Прозрачность условий кредитования определяется стилем банковского маркетинга и в конечном итоге определяет затраты на дополнительное консультирование. При запутанных условиях клиент будет звонить, и просить разъяснений, которые даст сам банк или его партнеры.
• ПОСТРОИМ ИПОТЕЧНЫЙ БИЗНЕС ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ ВМЕСТЕ •
Разговор на эту тему был начат 30 мая на в публикации о тенденциях прозрачности условий кредитования и продолжен 22 июня в комплексном исследовании ипотечных разделов сайтов коммерческих банков.
Попробуем объективно оценить два вопроса:
• как реализуются на практике многочисленные анонсы банков о снижении ставок кредитования,
• что скрывается за оптически привлекательным значением ставки кредитования, которое видит клиент на сайте коммерческого банка.
Для ответа на первый вопрос оценим ставки кредитования, измеренные 24 мая и 14 июля. Для ответа на второй вопрос сравним значение ставки, видимое с первого взгляда и значение ставки после детального изучения.
Ставки кредитования определялись для условного клиента со следующими параметрами:
1. Цель – квартира на вторичном рынке недвижимости в Москве.
2. Срок кредита – 15 лет.
3. Первоначальный взнос – не менее 30 %.
4. Накопления – 3 млн руб.
5. Стоимость квартиры – не более 10 млн руб.
6. Доходы подтверждены справкой 2НДФЛ.
7. Клиент ранее в банке не обслуживался, счета и льгот нет.
8. Клиент готов к комплексному ипотечному страхованию.
Исследование проводилось на примере ведущих банков в рамках проекта Высшая ипотечная лига.
Динамика изменений за полтора месяца (табл.1) показывает наличие изменений, но не подтверждает их существенность, как следует из многочисленных анонсов и пресс-релизов.
Таблица 1. Динамика условий кредитования
№ |
Кредитор |
Ставка по кредиту 24 мая1 |
Ставка по кредиту 14 июля |
1 |
Сбербанк |
14 % |
13,5 % |
2 |
ВТБ 24 |
14 % |
14 % |
3 |
Россельхозбанк |
15 % |
13,9 % |
4 |
Дельтакредит |
14,75 % |
14,25 % |
5 |
ВТБ Банк Москвы |
14 % |
14 % |
6 |
Газпромбанк |
13,5 % |
13,5 % |
7 |
Абсолют Банк |
13,7 % |
13,45 % |
8 |
Санкт-Петербург |
14,5 % |
14,25 % |
9 |
Возрождение |
14% |
13 %2 |
10 |
Связь-Банк |
14,25 % |
14,25 % |
11 |
Транскапиталбанк |
16 % |
16 % |
12 |
ХМБ Открытие |
13,75 % |
13,5 % |
13 |
Банк Жилфинанс |
14,99 % |
12 % |
14 |
АК Барс |
14,5 % |
14,5 % |
15 |
Райффайзенбанк |
12,5 % |
12,5 % |
|
Участник вне банковского конкурса АО АИЖК (новый сайт) |
13,75 % |
13,15 %3 |
Примечание.
1. В связи с неполной прозрачностью представления процентных ставок возможны неточности в представленных значениях. По условиям измерения ставки не проверяются через консультантов банков.
2. Для банка Возрождение ставка 13 % действует при уменьшении расчетной суммы кредита в 7 млн руб. до 6,35 млн руб. Такой же подход применялся и 24 мая.
3. Ставка действует для кредитов не более 5,3 млн рублей.
Полное сравнения условий кредитования, предлагаемых заемщику, и описание всех банковских оговорок и ограничений потребовало бы отдельной публикации для каждого банка. Даже небольшая часть подобной информации (табл.2) демонстрирует современный стиль представления банками информации для своих потенциальных заемщиков.
Таблица 2. Сравнение оптических и действительных условий кредитования
№ |
Кредитор |
Оптическая ставка по кредиту |
Истинная ставка по кредиту |
Основные оговорки к оптической ставке с учетом рассматриваемого поиска |
1 |
Сбербанк |
13 % |
13,5 % |
+0,5% - если вы не получаете зарплату в Банке, а приобретаемое жилье построено без участия кредитных средств Банка |
2 |
ВТБ 24 |
14 % |
14 % |
Оговорок нет. Разделены общие условия и для зарплатных клиентов |
3 |
Россельхозбанк |
13,9 % |
13,9 % |
Оговорок нет |
4 |
Дельтакредит |
14,25 % |
14,25 % |
Условия действуют в случае применения программы «Назначь свою ставку. Базис» для заемщиков, подтверждающих свой доход по форме 2-НДФЛ, а также с учетом страхования трех рисков. Плата за программу равна нулю, то есть оговорки в данном частном случае ставку не увеличивают |
5 |
ВТБ Банк Москвы |
14 % |
14 % |
Ставка определяется через подбор на калькуляторе |
6 |
Газпромбанк |
13 % |
13,5% |
Процентная ставка увеличивается на 0,50 п.п. для клиентов, у которых отсутствуют зачисления заработной платы на счета, открытые в Банке ГПБ (АО). |
7 |
Абсолют Банк |
13,45 % |
13,45 % |
Несколько оговорок, не применимых к конкретному частному случаю. Например, ставка приведена для диапазона от 15 до 50 % первоначального взноса, но есть надбавки, если взнос от 20% до 24,99% или от 15% до 19,99%. |
8 |
Санкт-Петербург |
14,25 % |
14,25 % |
Повышающих оговорок нет |
9 |
Возрождение |
13% |
14,5 % |
При несоответствии требованиям Договора ипотечного страхования и заключении индивидуального договора личного страхования +1,5%; При соответствии требованиям Договора ипотечного страхования и заключении индивидуального договора личного страхования +2,5%; При соответствии или несоответствии требованиям Договора ипотечного страхования и при неприсоединении к Договору ипотечного страхования или не заключении индивидуального договора личного страхования +3,0%; Договор коллективного страхования заключается при сумме кредита до 6 350 000 рублей (включительно) |
10 |
Связь-Банк |
14,25 % |
14,25 % |
Повышающих оговорок нет |
11 |
Транскапиталбанк |
13,5 % |
16 % |
С применением тарифа «Выгодный». Ставка ниже на 1,5% при оплате комиссии в размере 4,5 % от суммы кредита. Еще 1 % увеличения ставки связан с размером первоначального взноса. |
12 |
ХМБ Открытие |
12,75 % |
13,5 % |
В случае если заемщик не является зарплатным клиентом Банка или сотрудником аккредитованной компании — 0,25 %. В случае несогласия клиента с внесением единовременной платы за изменение условий кредитования (снижение процентной ставки) — 0,5 %. Плата равна 2.5% от суммы кредита, но не менее 20 000 рублей. При отсутствии страхования жизни и трудоустройства — 2 %1. |
13 |
Банк Жилфинанс |
12 %2 |
12 % |
Повышающих оговорок нет |
14 |
АК Барс |
14,5 % |
14,5 % |
Повышающих оговорок нет |
15 |
Райффайзенбанк |
12,5 % |
12,5 % |
Повышающих оговорок нет |
|
Участник вне конкурса АО АИЖК (новый сайт) |
13,15 % |
13,15 % |
Повышающих оговорок нет |
Примечание:
1. Вызывает сомнение эффективность и целесообразность для клиента страхование потери трудоспособности. Смешивание двух продуктов скрывает специфичность этого вида страхования.
2. Процентная ставка указана как «от 12%».
Данное простое исследование не ставит своей целью определить эффективность банковского маркетинга или его условную честность. Такое понятие к маркетингу трудно применимо. Но нельзя не отметить явное сохранение тенденции у большой части коммерческих банков предоставлять оптически привлекательные условия, которые существенно отличаются от реальных условий для конкретного клиента.
При составлении таблицы 2 опущены общие оговорки, не имеющие отношения к предложенному частному примеру. В реальности оговорок значительно больше. У большинства кредитов присутствуют дополнительные понижающие оговорки.
Можно в шутку предположить, что банки стараются дать работу своим консультантам или сотрудникам партнерам, чтобы те могли демонстрировать клиентам свою практическую значимость через помощь в поборе условий кредитования. В некоторой степени такое положение определяется активным использованием партнерских продаж, которое активно развивается на ипотечном рынке.
Нынешняя степень прозрачности представления ипотечных ставок и других условий кредитования будет препятствием в развитии дистанционных сервисов при расширении банками собственных продаж ипотечных кредитов
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться