Необходима передача значительной части надзорных полномочий от местных регуляторов к общеевропейским
Европейский союз делает первые шаги по преодолению всеобщего кредитного застоя, коснувшегося в первую очередь слабых экономик и их банков. Лидеры ЕС осознали, что для борьбы с этими проблемами необходима передача значительной части надзорных полномочий от местных регуляторов к общеевропейским. Это должно стать предварительным условием сохранения валютного союза в нынешнем кризисе. Это также необходимо для восстановления доверия инвесторов, которые засомневались в способности правительств еврозоны действовать сообща.
По итогам последнего саммита в октябре было принято решение о том, что ЕЦБ будет наделен широкими надзорными полномочиями и станет опорой всего надзорного механизма для стран-участниц. Когда этот механизм будет признан эффективным, стабфонд ESM сможет напрямую заняться рекапитализацией банков. Инструменты, которые необходимы для этого, все еще находятся в стадии обсуждения, но, возможно, будут включать в себя общие облигации.
Такой результат, однако, нельзя считать удовлетворительным. Принимаемые ЕС меры представляют собой тактику затягивания, отрицающую тот факт, что проблемы еврозоны требуют немедленного решения. Более того, лидеры ЕС предлагают избежать или отложить введение крайне важных составляющих банковского союза — единые банковский кодекс, органы управления, страхование вкладов. Без этого контуры будущей политики оказываются размытыми.
В отношении единого европейского регулятора тоже есть вопросы. Еврокомиссия обнародовала законодательную инициативу по его введению еще 12 сентября, но до сих пор нет ясности по трем вопросам, которые все еще обсуждаются. Первый фактор — географический. Общеевропейский регулятор будет в составе ЕЦБ, но некоторые страны — не члены еврозоны, включая центральноевропейские и скандинавские, могут присоединиться к нему на законных основаниях. Согласно одному из обсуждаемых вариантов, они будут иметь право вето. Таким образом, они получат право голоса в новой системе управления и смогут защищать интересы своих налогоплательщиков. И хотя один из ключевых членов ЕС — Великобритания амбициозно заявила, что не присоединится к этому механизму единого контроля, он окажется всеобъемлющим и гибким, насколько это возможно.
Второй предмет обсуждения — монетарная независимость. Банковская политика и монетарное регулирование связаны, но при этом крайне не похожи, что во многом объясняется географическими рамками европейского валютного союза и будущего банковского союза соответственно. Существует вполне обоснованное беспокойство, что дополнительный контроль, возложенный на ЕЦБ, может подорвать его независимость. В связи с этим функции надзора должны быть четко отделены от основных функций ЕЦБ, а в будущем их следует возложить на структуру вне рамок Центробанка.
Наконец, третья проблема — сберегательные и кооперативные банки Германии, которые в местной финансовой системе стоят особняком и не желают попадать под общеевропейский надзор. С учетом ключевой позиции Германии в дискуссиях по всем проблемам ЕС некоторые из ее особенностей могут быть учтены. Например, возможно, следует рассмотреть введение особой системы надзора для подобных некоммерческих банков.
Переговорщикам также необходимо удостовериться, что новая система надзора в меньшей степени подвержена дисфункции, чем злополучная Европейская банковская администрация (EBA). Принятие решений в EBA затрудняется ее зависимостью от необходимости поиска дипломатического компромисса между странами-участницами. Эффективный же надзор требует незамедлительного принятия сложных решений.
Создание единого надзорного банковского механизма в Европе — это только первый шаг на пути разрешения долгового кризиса и создания банковского союза. Компромисс при обсуждении вышеизложенных проблем найти трудно, но можно. Европейские лидеры должны не упустить момент и сдержать свои обещания по поиску окончательного законодательного решения уже до конца текущего года.