Оживить ипотеку, ставшую одним из способов решения жилищной проблемы в России, в ближайшее время не получится. Как заявил помощник президента Аркадий Дворкович, в 2010 году объемы жилищного кредитования на докризисный уровень не выйдут. Не станет ипотека и доступной - кредитование под 10-11% будет возможным лишь для «определенных категорий заемщиков». Эксперты считают, что на восстановление ипотеки уйдет минимум два-три года, но проблему доступности жилья и снижения цен может решить только государство при условии, что оно само выйдет на рынок строительства.
«Определенную долю ипотечных кредитов можно будет брать под 10-11% годовых в следующем году, - заявил Дворкович, выступая на конференции «Ипотечное кредитование в России: перезагрузка рынка».
Речь может идти об определенных категориях кредитов и заемщиков. В частности, о жилье экономического класса и программах, связанных с моногородами и переселением из них». В целом же по стране снизить стоимость ипотеки до 10-11% в следующем году не получится, так как цена денег для банков по-прежнему остается высокой. А потому ресурсы, которые может привлекать Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), пока не позволяют предоставлять по таким ставкам кредиты всем желающим. Не получится восстановить и докризисные показатели по выдаче ипотечных кредитов. По крайней мере в 2010 году об этом придется забыть.
В свою очередь, глава Министерства регионального развития Виктор Басаргин поделился последними данными о вводе жилья. По его данным, в январе-октябре текущего года в целом по стране введено 39,7 млн. кв. м жилья - 99,6% к уровню прошлого года. «За ноябрь введено еще 5,9 миллиона, так что в 2009 году мы построим немного больше запланированных ранее 52 миллионов, - отметил министр. - Но все равно это будет падением по сравнению с 2008 годом, когда было сдано 63 миллиона квадратов».
При этом Басаргин поделился соображениями по поводу истинной стоимости жилья экономкласса в России, которая не должна превышать 28-30 тыс. руб. за метр. «Все, что будет накручиваться помимо реальной стоимости, - это будут издержки органов, которые этим занимаются, - пояснил чиновник. - Мы сейчас все уже подсчитали, и в ближайшее время будем обсуждать итоги, но результаты очень и очень интересные. В целом мы видим, что завышение стоимости строительства в ряде субъектов составляет 2,5-3 раза. Особенно по мегаполисам».
Комментируя прогнозы чиновников по поводу перспектив ипотеки и ценам на жилую недвижимость, эксперты отмечают, что восстановиться она сможет лишь в течение нескольких лет. Тогда как подсчеты Минрегиона, старательно выводящего формулу «реальной цены», можно считать лишь благими пожеланиями, которые мало соотносятся с действительностью.
«Страна, которая раньше строила Днепрогэсы, запускала космические корабли и поворачивала реки вспять, а теперь уже пять лет рассуждает, как сделать социальное жилье доступным, - вызывает только смех, - отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза. Консалтинг» Дмитрий Шустерняк. - Государство не хочет давать ипотеку, а хочет сделать доступным жилье. Но беда заключается в том, что даже под «низкие» 10% включиться в ипотеку сможет лишь сравнительно небольшой процент населения. Проблема доступности заключается не в стоимости ипотеки, а в стоимости самого жилья». Отсюда вывод, отмечает эксперт - пока государство не начнет массово строить само, ему придется изобретать другие головоломные способы решения жилищной проблемы. Дешевле жилье не станет до тех пор, пока государство не вмешается в структуру рынка напрямую, какими бы проценты за ипотеку ни были. «Стоимость должна быть значительно ниже, потому что земли у нас навалом, цемента тоже, транспорт есть и рабочие - гастарбайтеры или безработные. Нет только политической воли», - считает Шустерняк.
«Восстановиться до докризисного периода ипотека может, но я надеюсь, что это произойдет уже на другом рынке, где жилье будет стоить дешевле, - отмечает аналитик. - Уровень доходов упал, причем заметно. И я не думаю, что они будут быстро восстанавливаться. Скорее всего этот процесс будет очень плавным - как минимум на два-три года».