15 октября 2019
946
поделитесь с друзьями

Сквозь стройку: решит ли льготная ипотека проблему оттока населения из ДФО

Дальневосточные регионы заняли почти все строчки в десятке субъектов-аутсайдеров по вводу жилья. Пока Ленинградская область и Краснодарский край, куда чаще всего переезжают дальневосточники, набирают очки, в ДФО еще и растут цены на дефицитную новую недвижимость. Почему в регионе, развитие которого власти называют приоритетом XXI века, так мало строек и решит ли проблему льготная ипотека, разбирались «Известия».

Собрались в хвосте

Ленинградская, Московская и Тюменская область составили топ-3 российских регионов по темпам ввода жилья. В регионе, оказавшемся на первой строчке рейтинга, с июля прошлого по июнь текущего года было введено 1,221 кв. м жилья в расчете на одного жителя, говорится в исследовании РИА Новости, основанном на данных Росстата. Самый высокий показатель по обеспеченности населения жильем в Подмосковье, где на одного жителя приходится 32,7 квадрата.

В десятке лидеров также оказались Калининградская, Ульяновская, Белгородская, Липецкая, Воронежская и Тамбовская области, а также Краснодарский край. Три из этих субъектов — точки притяжения для жителей Дальнего Востока, большая часть регионов которого оказались в хвосте. На последнем, 85-м месте, оказался Чукотский автономный округ, где за год ввели 0,024 «квадрата» на жителя.

В десятке аутсайдеров и другие субъекты Дальневосточного федерального округа: Амурская и Магаданская области, Бурятия, Забайкальский, Камчатский и Хабаровский края, а также Еврейская автономная область. На 72-м месте — Приморский край. В первую двадцатку при этом вошла Сахалинская область, на 31-ю строчку попала Якутия.

Утекают сквозь пальцы

Список дальневосточных регионов в хвосте разбавила Мурманская область. В северном регионе на человека приходится менее 0,1 квадратного метра нового жилья. И это не новость — строительная отрасль почти перестала функционировать из-за оттока населения с Крайнего Севера, который начался еще в 90-е, говорит губернатор Мурманской области, бывший замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

— Уменьшение количества населения привело к слабой востребованности в жилье, а также широкому предложению жилья на вторичном рынке, — так ситуацию прокомментировал глава региона. По его словам, жилье, которое строилось в последние годы, продается дорого, поскольку материалы завозятся из других регионов. Однако на ближайшие годы стоит задача возродить отрасль, чему способствует возросший интерес к арктическим территориям и появление новых крупных предприятий, уверяет Андрей Чибис.

На встрече с президентом в августе он признал, что отток населения только увеличивается, причем «самое страшное» — потеря трудоспособного населения. В 2018 году из региона уехало на 26% больше людей, чем в 2017-м. Одна из причин — жилье.

Отток населения — пока плохо решаемая проблема и дальневосточных территорий. Хотя меры поддержки, например, включают компенсацию для специалистов, готовых переехать в регион. Программа трудовой мобильности кадров действует в том числе для Камчатки и Чукотки, оказавшихся в аутсайдерах по темпам ввода жилья. Всего по программе, по данным на конец 2018 года, было привлечено более 600 человек.

Притоку населения и сохранению нынешнего должны способствовать развитие территорий опережающего развития и особых экономических зон, а также программа дальневосточного гектара. Индекс промышленного производства действительно растет (по итогам прошлого года — 104,4% против среднего по России показателя в 102,9%). Но демографические показатели остаются незавидными: в прошлом году, по данным Росстата, население ДФО сократилось примерно на 30 тыс., с начала 90-х — на 1,8 млн человек.

Из Магаданской области ежегодно, по средним оценкам, уезжают порядка 40 тыс. человек, в том числе жители до 30 лет. Трудовая миграция проблему не решает — мигранты всё равно потом возвращаются домой, отмечал глава Колымы Сергей Носов. Из Хабаровского края, второго региона ДФО по численности населения, за 2011–2018 годы уехали порядка 19,3 тыс. человек. За прошлый год хабаровские города потеряли порядка 7 тыс. человек населения, что является худшим показателем за девять лет. Одна из причин оттока населения, как и в случае с Мурманской областью, — проблемы с жильем.

Попробуй уговори

По темпам ввода жилья Дальний Восток тоже не впервые попадает в список аутсайдеров. Примерно те же результаты были и по итогам первого полугодия 2019 года и 2018-го. Цены при этом, наоборот, росли, превышая среднюю по России стоимость за квадратный метр в среднем на 10 тыс. рублей. В сентябрьском исследовании портала Domofond одним из лидеров по росту цен на квартиры стала Еврейская АО, вместе с тем небольшое снижение отмечено в Магаданской области и Якутии.

В некоторых регионах Дальнего Востока дорогая не только недвижимость, но и сама жизнь, подчеркивает завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Владимир Климанов.

— Рациональное поведение для жителей региона — выгодно продать достаточно дорогую недвижимость на Дальнем Востоке и купить более подходящий вариант, который в некоторых случаях будет даже дешевле, в других регионах страны. Приоритетами при переезде у них пользуются такие регионы, как Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Калининградская область, Краснодарский край, отчасти Белгородская область, — рассказал «Известиям» Климанов. — Эти регионы являются основными магнитами притяжения дальневосточников. Помимо собственно одноразовой акции, связанной с куплей-продажей имущества, нужно понимать, что и сама стоимость жизни в регионах Дальнего Востока достаточно высока.

При сравнении коммунальных расходов в Краснодарском крае и на Камчатке выгода в сторону Кубани будет существенной. Поэтому на рациональном уровне объяснить жителю Дальнего Востока, что ему там будет комфортнее и дешевле, сложно — пока всё работает против этого, отмечает он.

При этом в Приморском крае, например, у населения есть большой отложенный спрос на улучшение жилищных условий, отметил в беседе с «Известиями» независимый эксперт, участник экспертной платформы Восточного центра государственного планирования Лев Коломыц. Но этот спрос пока ограничен предложением жилья.

— Во Владивостоке, где живет примерно половина населения края, в последние десятилетия жилья вводилось мало. Первый период массовой жилой застройки в городе пришелся на 1960-е, второй — на 1980-е, после этого основным типом застройки стала точечная многоэтажная. В последние годы в городе строится несколько микрорайонов, но для Владивостока этого недостаточно, а хроническая нехватка жилой площади поддерживает высокие цены на жилую недвижимость, — объясняет он. — Причиной является дефицит в черте города площадок, пригодных для массовой застройки. Сегодня в этом качестве приходится осваивать территории, ранее занятые чем-то другим — например, военными частями или авторынком «Зеленый угол».

В начале октября стало известно, что в регионе планирует начать массовую застройку группа ПИК. Однако где и сколько она будет строить, пока неизвестно, говорит Лев Коломыц.

Где палочка-выручалочка

Несмотря на все принимаемые государством меры, ситуация «складывается объективно неблагоприятно по отношению к этим регионам в части потенциального укоренения населения, тем более ввода жилья», считает завкафедрой государственного регулирования экономики ИОН РАНХиГС Владимир Климанов. По его мнению, заставить отказаться от переезда дальневосточников может либо высокий уровень дохода, либо интересные проекты. Если в Амурской области и на Сахалине возможна реализация нефтегазовых проектов, которая потребует и большого количества высокооплачиваемых рабочих мест, то в таких регионах, как Магадан и Камчатка, заведомо приходится работать с учетом неизбежного сжатия численности населения, говорит собеседник «Известий».

В сентябре правительству было поручено обеспечить субсидии, чтобы ввести ипотечную ставку до 2% годовых на покупку жилья для молодых семей на территории Дальнего Востока. По предварительным оценкам Минфина, на реализацию программы в 2020 году потребуется 5–10 млрд рублей. Опрошенные «Известиями» эксперты сходятся во мнении, что эта мера даст плоды, но сомневаются в том, что она кардинально поменяет расклад.

В таких крупных городах Приморского края, как Артем, Уссурийск и Находка, массовой застройки не было ввиду отсутствия массового платежеспособного спроса, отмечает Лев Коломыц.

— Люди, наверное, хотели бы переселиться в новое жилье, но не были готовы его покупать. Полагаю, льготная ипотека позволит изменить эту ситуацию, — полагает эксперт.

Однако если говорить о задаче прекращения оттока населения из региона в целом, то трудно сказать, можно ли его остановить одним только введением льготной ипотеки.

— Помимо возможности приобретения жилья по доступным ценам, на миграционные настроения населения влияют и другие важные факторы. Например, состояние и структура рынка труда: одни работники не находят себе применения на Дальнем Востоке и уезжают в западные регионы, другие — наоборот, приезжают сюда ради тех рабочих мест, которые по разным причинам не могут или не хотят занять местные жители, — говорит Лев Коломыц. — Кроме того, динамика численности населения в разных субъектах ДФО отличается: скажем, в Саха-Якутии она положительная — и нужно еще понять, зависит ли она от объемов строительства жилья в республике, отраженных в рейтинге, и что из них является причиной, а что следствием.

В целом все меры, которые разрабатываются властями для развития ДФО, правильные, но их недостаточно, считает Владимир Климанов. Льготная ипотека должна послужить одним из факторов, который может хоть как-то приостановить отток населения, но лишь одним из.

— Все смотрят на программу дальневосточных гектаров или предполагаемую льготную ипотеку как на ту уникальную палочку-выручалочку, которая вытянет ситуацию в позитивное русло. Но это только дополнительные меры, без комплексных мер, включающих в себя создание новых производств и льготное финансирование по самому широкому кругу вопросов, проблему не решить, — резюмировал он.