При нынешнем законодательстве застройщики не могут гарантировать соблюдение сроков сдачи объекта
В начале 2012 года власти Москвы предложили изменить закон ФЗ-214 и ввести уголовную ответственность за нецелевое использование средств соинвесторов. По мнению аналитиков рынка недвижимости, это несовершенный, но на сегодняшний день основной способ снизить риски для дольщиков. В частности, как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в компании Penny Lane Realty, такой точки зрения придерживается директор департамента продаж элитной недвижимости Penny Lane Realty Александр Зиминский.
"На самом деле девелоперы далеко не всегда виноваты в срыве сроков и заморозке строительных работ, - уточнил Зиминский. - Согласен - если доказан факт мошенничества - меры наказания должны быть максимально жесткими. Однако гораздо чаще долгострой возникает не из-за предумышленных действий компании-застройщика, а именно из-за несовершенства градостроительных законов в целом. Они настолько сложны, запутаны и неудобны для девелоперов, что работать, ни разу не нарушив если не федерального законодательства, то хотя бы какого-нибудь распоряжения или постановления городской администрации, просто невозможно. В частности, начинать строительные работы, собирая попутно отсутствующую исходно-разрешительную документацию, - обычное дело". В таких условиях, к сожалению, ни одна компания-застройщик не может гарантировать соблюдение сроков сдачи объекта, констатировал эксперт. "Печально известный ЖК "Вертикаль" на Ленинском проспекте строился около 7 лет. Из-за изменения этажности проекта в долгострой превратился известный небоскреб "Дом на Мосфильмовской". В результате, власти все же разрешили сохранить проект в том виде, как он был задуман изначально. Вообще сдача объекта в точно заявленные сроки - увы, исключение из правил: большинство задерживается как минимум на 3-6 месяцев", - пояснил он.
Насколько эффективно ли защищает клиентов закон 214-ФЗ в действующей редакции? "Сегодня это пока еще несовершенный, но основной способ снизить риски. Как правило, если дело доходит до суда, выигрывают дольщики. Другое дело, что получение средств через суд и со скандалом всегда сопряжено с огромными нервными и временными затратами", - отметил Зиминский. Соинвесторам жилья, впрочем, самим надо быть внимательными при выборе компании-застройщика, добавил он. "Советую с осторожностью отнестись к домам, где продажи замерли или идут существенно медленнее, чем в среднем по рынку. Чем менее активны продажи, тем медленнее строится дом, особенно если у девелоперов нет доступа к заемным средствам. Можно запросить у отдела продаж как можно большее количество вариантов квартир, и ситуация в целом станет ясна. Исключения - дорогие клубные дома, предложения в которых всегда долго экспонируются на рынке из-за высокой стоимости. Важный показатель - информация об уже реализованных проектах. Можно сравнить, в какие сроки была запланирована их сдача, и выполнили ли они свои обещания", - пояснил он.
По мнению эксперта, ужесточение контроля за сроками строительства является эффективной мерой, направленной на сокращение числа долгостроев в столице "Если подрядчик через месяц после получения нового заказа так и не вышел на стройплощадку, контракт с ним расторгается. Раньше компании могли по полгода не начинать стройку. Также один из инструментов, с помощью которых власти могут и пытаются надавить на нарушителей, - включение недобросовестных подрядчиков в "черный список". В реестр попадают компании, контракты с которыми были расторгнуты в судебном порядке. В будущем они не допускаются к торгам по госзаказу, от сотрудничества с фигурантами списка могут отказаться и коммерческие структуры. Важно совершенствовать законодательство. До тех пор пока его нормы противоречат друг другу и нет четких систем контроля за соблюдением требований законов, вопросы будут решаться в духе дикого рынка эпохи 90-х", - заключил он.