31 октября 2011
3002
поделитесь с друзьями

АРБ

На состоявшемся расширенном заседании Комитета АРБ по ипотечному кредитованию с участием Федеральной службы по финансовым рынкам, Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, Ассоциации ипотечных компаний, Национальной ассоциации участников ипотечного рынка и Российской гильдии риэлторов, а также банков - крупнейших операторов ипотечного рынка был рассмотрен ряд актуальных вопросов по выработке превентивных мер в целях защиты отечественного рынка от негативных последствий ипотечного кризиса за рубежом.

 

Именно так эти вопросы были представлены председателем Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президентом Европейского трастового банка А.В. Крысиным на совещании руководителей крупнейших российских банков у председателя Правительства РФ В. А. Зубкова 7 февраля 2008 г.

Предваряя обсуждение на заседании Комитета, Андрей Крысин подчеркнул, что прозвучавшая на совещании в Правительстве Российской Федерации поддержка отечественных банков в условиях кризиса на мировом ипотечном рынке должна быть воспринята не только как важное политическое заявление, но и как призыв к активным действиям самих банков в поиске оптимальных путей решения возникших проблем.

 

Именно в таком ключе и были рассмотрены вопросы повестки дня.

 

1. О внесении изменений в инструкцию Банка России от 16 января 2004 г. № 110-и «Об обязательных нормативах банков»:
- норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (H1) по портфелю ипотечных кредитов банка (вне зависимости от параметров и качества такого портфеля), который в настоящее время подлежит включению в сумму активов, взвешенных по уровню риска, с коэффициентом 100% (5-я группа активов), предлагается по ипотечным кредитам, обеспеченным залогом жилой недвижимости, снизить, отнести к III группе риска и взвешивать с коэффициентом 50 %;
- норматив максимального размера риска на одного заемщика (Н6) при внебалансовой секьюритизации (через (SPV), сопровождающейся предоставлением кредита специализированному агенту банком-инициатором выпуска ценных бумаг и рассчитываемый согласно Инструкции от 16 января 2004 г. №110-И «Об обязательных нормативах банков» как на фактического заемщика по кредиту, к подобным сделкам не применять в связи с правовыми особенностями функционирования специализированного агента.
Участники заседания согласились с предложениями о необходимости изменения нормативов достаточности собственных средств (Н1) и максимального размера риска на одного заёмщика (Н6) и направления в Банк России соответствующего обращения.

 

2. О развитии внутренней секьюритизации активов
При обсуждении этого вопроса представители ФСФР обратили внимание на то, что, по их мнению, используемая методика рейтингования ипотечных ценных бумаг не полностью просчитывает риски и поэтому ФСФР в настоящее время в условиях наблюдаемого напряжения на рынке не готово основываться в своей работе только на имеющихся рейтингах. В свою очередь АИЖК полагает целесообразным убедить регуляторов рынка, в том числе и ФСФР, как в надежности применяемых методик рейтингования, так и в необходимости снижения требований к дополнительному обеспечению ценных бумаг, а именно в необходимости внесения изменений в обязательное предоставление гарантии.

По итогам дискуссии было подчеркнуто, что отсутствие внутренних инвесторов и кризис ликвидности за рубежом требуют поиска необходимых средств внутри страны.

 

В этой связи решено направить на имя первого заместителя председателя Правительства РФ Д.А. Медведева письмо о целесообразности размещения средств Пенсионного фонда в ипотечные ценные бумаги российских эмитентов.

 

3. О включении ипотечных ценных бумаг в список объектов ломбардного кредитования Банка России
Отмечалось, что в утверждённом перечне значатся облигации российских ипотечных агентств, исполнение обязательств по которым обеспечивается государственными гарантиями РФ, и облигации кредитных организаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается государственными гарантиями субъектов Российской Федерации. В то же время, ипотечные ценные бумаги, выпущенные российскими эмитентами без государственных гарантий и имеющие фактически такую же степень надёжности, в указанный перечень не вошли.

 

Такие ценные бумаги, в состав покрытия по которым входят ипотечные кредиты и денежные средства с прямым распределением платежей, относятся к наиболее консервативным финансовым инструментам с весьма низкими кредитными рисками и их включение в ломбардный список Банка России способствовало бы повышению инвестиционной привлекательности таких инструментов и укреплению российской базы инвесторов.

Принято решение обратиться в Банк России с предложением включить ипотечные ценные бумаги в ломбардный список без дополнительного обеспечения, либо смягчить требований по предоставлению дополнительного обеспечения.

 

4. О развитии механизма ипотечного кредитования с использованием плавающих процентных ставок
Признано целесообразным продолжить складывающуюся практику применения ипотечных продуктов с плавающей ставкой и обратиться в Банк России с предложением дать разъяснения об отнесении таких продуктов к категориям рисков, аналогичным продуктам с фиксированной ставкой.

 

5. О необходимости повышения процентных ставок по ипотечным кредитам
Участниками заседания отмечено, что из-за удорожания финансирования и роста инфляции многие банки уже произвели увеличение процентных ставок по ипотечным и иным кредитам.

 

Рекомендовано осуществлять повышение процентных ставок по ипотечным и иным кредитам в зависимости от стоимости денежных средств, состояния рынка и иных параметров, влияющих на её формирование, исключив при этом необоснованный популизм в целях привлечения клиентов на условиях, не соответствующих требованиям рынка.

 

ххх

 

Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию Андрей Крысин отметил, что Комитет и в дальнейшем будет нацелен на активное участие в обсуждении и решении подобных актуальных задач.

 

Успех этих усилий, подчеркнул председатель Комитета АРБ, во многом будет зависеть от инициативности и слаженности действий участников российского рынка ипотеки.

 

Инициативность должна быть проявлена в определении «узких мест» в действующем законодательстве и практике правоприменения, нормативных документах регуляторов рынка и - как следствие - в содействии скорейшему принятию уже подготовленных документов.

 

Координация действий предусматривает не только согласованность позиции, но и принятие мер по организации комплексного решения всех вопросов, связанных с необходимостью внесения поправок в действующее законодательство одним пакетом, как это уже было ранее убедительно продемонстрировано при принятии пакета из 27 законопроектов по жилищному строительству.

 

Комитет АРБ по ипотечному кредитованию, по словам Андрея Крысина, открыт к обсуждению всех острых проблем, волнующих участников ипотечного рынка, и готов вместе с ними к конструктивному сотрудничеству со всеми структурами на законодательном и исполнительном уровне, заинтересованными в успехе такой работы.

 

Комитет АРБ по ипотечному кредитованию
Телефон: 745-59-79
Контактное лицо: Борисов Игорь Сергеевич

 

Материал предоставлен АРБ специально для сайта "РУСИПОТЕКА" (Ипотека в России)

Похожие новости
Похожих новостей нет.