На кого рассчитана новая стратегия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию?
Вторая часть обсуждения новой стратегии Агентства по ипотечному жилищному кредитованию посвящена оценке влияния реорганизованной АИЖК на ипотечный рынок и на интересы граждан. Новый институт развития жилищной отрасли в части работы с населением не совпадает с привычной и ранее сложившейся деятельностью АИЖК.
Влияние АИЖК на ипотечный рынок до начала 2015 года
Агентство имело пять основных зоны влияния.
 
Первая зона. Становление законодательной базы ипотечного кредитования и секьюритизации. На сегодняшний день практика применения нормативной базы достаточно отлажена. Конечно, нормативная база создавалась для удобства двухуровневой модели ипотечного кредитования, с учетом интересов работы небанковской организации АИЖК, что впрочем, не мешает работать и коммерческим банкам. 
 
Вторая зона. Прямое воздействие на ипотечный рынок, которое через партнеров доходило до граждан в двух основных случаях: при выдаче кредитов и реструктуризации кредитов в кризис. АИЖК выкупало кредиты (закладные) (табл.1) сначала только рыночные (стандартные), потом к ним прибавились социальные кредиты. 
Таблица 1. Показатели деятельности АИЖК
| 
 Показатель  | 
 2006  | 
 2007  | 
 2008  | 
 2009  | 
 2010  | 
 2011  | 
 2012  | 
 2013  | 
 2014  | 
| 
 Объем выданных ИЖК, в РФ млн. руб.  | 
 263561  | 
 556399  | 
 655808  | 
 152500  | 
 376331  | 
 716944  | 
 1031992  | 
 1353926  | 
 1762523  | 
| 
 Объем выданных ИЖК, рефинансированных АИЖК, млн руб.  | 
 н/д  | 
 н/д  | 
 28700  | 
 33600  | 
 56080  | 
 51600  | 
 60980  | 
 50000  | 
 50300  | 
| 
 Доля АИЖК в %  | 
 19,02  | 
 10,68  | 
 4,38  | 
 22,03  | 
 14,90  | 
 7,20  | 
 5,91  | 
 3,69  | 
 2,85  | 
| 
 Доля социальных кредитов в объеме выкупа АИЖК в %  | 
 14,58  | 
 26,71  | 
 36,24  | 
 47,20  | 
 54,00  | 
 56,10  | 
Примечания:
 Источник, ЦБ РФ, АИЖК
 ИЖК – ипотечные жилищные кредиты,
 в 2006 и 2007 годах доля АИЖК определена по соотношению выдачи в штуках,
 в 2013 объемы выкупа АИЖК приведены в соответствии с экспертной оценкой.
 
 С точки зрения относительных показателей АИЖК уменьшало свою рыночную долю, и делала акцент на социальной ипотеке. Необходимо отметить важную особенность бизнеса АИЖК - региональную направленность. В качестве наглядной иллюстрации приведем следующий пример. В 2012 году сумма выкупа стандартных закладных в Воронежской и Владимирской областях практически равнялась сумме выкупа в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге. То есть, работа АИЖК в столицах не была заметна на фоне других кредиторов, но играла существенную роль в регионах.
 
Третья зона. Финансирование строительства
 
Механизм – стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья, и физических лиц, приобретающих жилье, возводимое в рамках данных проектов (программа «Стимул»).
Читать далее и обсудить статью можно в блоге Сергея Гордейко
