Альфа-банк сообщает о должниках в налоговую инспекцию
Альфа-банк освоил модель борьбы с давними должниками. Он сообщает в налоговую  инспекцию о том, что они бесплатно пользуются средствами банка, а значит, должны  платить налоги с полученной от этого выгоды. Выяснилось, что с государством  должники дел иметь не хотят и предпочитают погасить задолженность.
 
 В сентябре Елена получила письмо из налоговой инспекции с просьбой представить  декларацию о доходах за 2010 год. Инспектор просил задекларировать  дополнительный доход в сумме 1062 руб., полученный в прошлом году, а затем и  уплатить налог с этой суммы. После беседы с инспектором стало понятно, что о  доходе в инспекцию сообщил Альфа-банк. Пару месяцами ранее Альфа-банк прислал  Елене письмо, где объяснял, что доход в 1062 руб. - старый долг за обслуживание  карточного счета (письмо имеется в распоряжении редакции. - "МН"). Однако она  тогда на письмо не отреагировала.
 
 Далее выяснилось, что долг образовался за обслуживание старой дебетовой карты.  Банк автоматически перевыпустил ее (видимо, это было предусмотрено договором. -  "МН"), но клиентка к тому времени картой не пользовалась, и денег на счете не  было. Однако плата за выпуск карты была списана, счет "ушел в минус", набежали  штрафы, возник долг.
 
 В 2010 году банк признал долг клиентки безнадежным, и решил списать его с  баланса, сообщив налоговой инспекции о том, что отныне эта сумма - доход  клиента. С любого дохода нужно платить налог, в случае Елены - 138 руб. Банк  передал дело в налоговую инспекцию.
 
 Речь идет о материальной выгоде от экономии на процентах за пользование деньгами  банка, поясняет юрист коллегии адвокатов "Николаев и партнеры" Анна Жучкова.  Этот налог взимается с частных лиц, которые пользуются кредитами по ставке ниже,  чем 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Согласно Налоговому кодексу налог составляет  35% от разницы между ставкой банка и 2/3 ставки ЦБ. "Если человек должник, он  фактически пользуется деньгами банка бесплатно", - резюмирует Жучкова.
 
 Спорить с банком сложно. "Проблема в том, что Альфа-банк не сообщил мне о долге  тогда, когда он возник, хотя адреса я не меняла", - говорит Елена. "Банки  обязаны ежегодно информировать всех клиентов об их задолженности по кредиту. Но  когда дело касается задолженности по начисленным комиссиям, такая обязанность  отсутствует", - отвечает на это директор по взысканию просроченной задолженности  Альфа-банка Олег Коган. Он добавил, что по запросу клиента вся информация о  долгах будет предоставлена.
 
 Не все банки выдают своих должников налоговой инспекции. "Банк Москвы не  сообщает налоговым органам о возникновении у должников материальной выгоды,  поскольку не прощает им задолженность", - говорит вице-президент банка Андрей  Лапко. Банк может списать задолженность на забалансовый счет, где она находится  еще пять лет. Но при этом продолжает работать с ней. Материальной выгоды у  должника не возникает - он остается должен банку, а банк регулярно сообщает  клиенту о наличии задолженности почтой, а при определенных суммах еще и  звонками, отмечает Лапко.
 
 У клиента возникает прибыль, как только он перестает платить по долгам, ведь он  пользуется средствами практически безвозмездно, возражает Коган. Банк обязан  информировать налоговую инспекцию по факту официального возникновения такой  прибыли у клиента, то есть в момент списания долга. "Хотя списание не означает  того, что долг прощен", - подчеркнул Коган. Действительно в письме Альфа-банка  Елене было указано, что "банк имеет право принимать все необходимые меры к  взысканию задолженности в течение пяти лет с даты списания задолженности с  баланса".
 
 Банки не обязаны уведомлять налоговые органы об образовании дохода в подобных  случаях, так как никаких инструкций на этот счет не существует. Так что со  стороны банков это просто один из способов борьбы с неплательщиками,  комментирует председатель совета директоров банка "Западный" Дмитрий Леус.  Размеры долгов, на которые распространяется подобная практика, банк определяет  сам, отмечает он. "Сообщение о должнике в налоговую инспекцию - это креативный  способ повышения платежной дисциплины. Его используют далеко не все банки, но он  дает хорошие плоды", - говорит председатель совета директоров коллекторского  агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров. Клиенту банка проще погасить весь долг  и не иметь дела с государством, говорит он. "Эффект от интереса налоговой  инспекции к должнику не измерялся, однако полагаю, что такой "интерес" является  дополнительным стимулом к урегулированию долга", - согласен Коган из  Альфа-банка. В Федеральной налоговой инспекции "МН" отказались дать статистику  по подобным случаям.
 
 У самих должников выбор небольшой. Они могут оспорить начисление налога,  отмечает юрист: "Если банк начислял проценты на долг, о бесплатном пользовании  деньгами речи идти не может, а значит, и материальную выгоду должник не  получал". Но доказать отсутствие выгоды сложно - банк скорее всего начислял не  проценты за пользование средствами, а штрафы.
 
 Клиентка Альфа-банка Елена погасила долг перед банком и готовится подтвердить  отсутствие задолженности налоговой инспекции, что позволит ей избежать подачи  налоговой декларации и уплаты налога. "В налоговой просили меня принести справку  об отсутствии долга самой, чтобы ускорить дело. А вообще-то банк должен был сам  передать все документы", - говорит она.
