Цены на жилье в Московской области перестали падать
Можно сколько угодно играть с акциями, с валютой, но инвестиции в жилье остаются наилучшим способом инвестиций, это ликвидный актив. Медицинский факт – цены начали расти», – заявил вчера на конференции «Ведомостей» вице-премьер правительства Московской области Герман Елянюшкин.
Участники рынка это подтверждают. «В последнее время с наружной рекламы практически исчезла информация о скидках, что косвенно свидетельствует о стабилизации цен, – говорит директор департамента продаж группы «Гранель» Рустам Арсланов. – Есть тенденция роста цен, но пока его нельзя назвать существенным». Скидки и акции, которыми пестрит наружная реклама в столице и области, на деле касаются лишь единичных лотов, подтверждает партнер «Химки групп» Дмитрий Котровский.
«Гранель» в последние две недели объявила об увеличении стоимости жилья сразу в двух проектах – в городах Видное и Мытищи – на 3–3,5%, сказал Арсланов. Это дома в высокой стадии готовности, цена квадратного метра в которых на старте продаж была заниженной, объясняет он. Цены переписывает и компания Urban Group. По итогам июля рост может составить около 5%, говорит ее гендиректор Андрей Пучков. Рынок постепенно восстанавливается, рубль укрепляется, на качественные проекты спрос устойчиво держится, поясняет он. В последние месяц-два цены немного растут и в Москве: например, в мае стоимость 1 кв. м увеличилась примерно на 1%, говорит руководитель аналитического портала irn.ru Олег Репченко. Однако сегодняшние ценники все равно на 10–15% ниже прошлогодних, указывает он.
Репченко не считает, что начался рост рынка, – «притормозилось падение». До кризиса, объясняет он, цены возрастали по мере готовности дома на 20–25%, в кризис же девелоперы не имели возможности их повышать и они медленно сползали вниз. «У населения есть отложенный спрос, а стоимость метра в области близка к реальной платежеспособности населения» – так объясняет нынешнее изменение цен Репченко.
«Все дорожает – от хлеба до автомобилей, растут цены на стройматериалы, на отделочные материалы, на логистику и т. д., – свидетельствует Котровский. – Проектное финансирование банков для застройщиков сегодня самое дорогое за всю историю существования строительного рынка – 12–16% годовых. За год себестоимость строительства выросла на 10–13%, а цены не поднимались и даже незначительно снижались по некоторым проектам». Его компания еще не повышала цены, но он не исключает, что это будет сделано в ближайшее время: «Мы отслеживаем ценовую тактику конкурентов и констатируем, что некоторые застройщики очень аккуратно, буквально по несколько сотен рублей за метр, поднимают цены – чтобы не отпугнуть покупателей».
Директор департамента продаж компании ОПИН Наталия Немчанинова считает, что говорить о заметном повышении цен, учитывая конъюнктуру рынка и уровень платежеспособного спроса, пока не приходится. Скорее застройщики сосредоточены на разработке более качественных и доступных инструментов покупки жилья. Это гибкие программы ипотеки с господдержкой, приводит она пример, а на отдельный пул квартир у ОПИН действуют специальные предложения – это позволяет выдерживать те цены, по которым люди готовы покупать жилье, и выполнять обязательства перед дольщиками.
Недвижимость будет дорожать в соответствии с уровнем инфляции, к концу года цены прибавят минимум 8%, не сомневается Пучков. Многое зависит от внешнеэкономических факторов и макроэкономического фона: существенного роста не будет, скорее – стабилизация цен, полагает Репченко. Предложение новостроек в области не сокращается, обращает он внимание.
Региональный строительный рынок сейчас в целом сбалансирован – застройщики строят столько, сколько смогут продать, отмечает Елянюшкин. Его коллега – заммэра Москвы Марат Хуснуллин еще месяц назад сообщал, что стоимость жилья в российской столице достигла минимума: «Ситуация стабилизируется, заметно оживление в секторе. Выросли объемы строительства и покупки жилья». А на присоединенных к Москве территориях цена метра – уже на грани себестоимости (около 80 000 руб. за 1 кв. м), так что следует ожидать роста цен, предупреждал он.