24 августа 2021
455
поделитесь с друзьями

Плохие заемщики стали лучше. У коллекторов повысился процент взыскания

По итогам первого полугодия на взыскание коллекторам по агентской схеме было передано 311 млрд руб. долгов. Это на 14% больше, чем годом ранее. Выросла также и эффективность взыскания, хотя и не по всем категориям долгов — из-за финансовых трудностей заемщики чаще прекращают платежи по необеспеченным займам и хуже возвращаются к их обслуживанию, свидетельствует статистика взыскателей.

“Ъ” ознакомился с данными «Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств» (НАПКА) по агентской схеме взыскания. При такой схеме взыскатель работает от имени банка, а долг остается на балансе кредитора. Всего за шесть месяцев текущего года банки-кредиторы передали коллекторским агентствам в работу просроченную задолженность на сумму 311 млрд руб. Это на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и является новым максимальным значением за три года. В квартальном сравнении рост составил также примерно 14%: 166 млрд руб. во втором квартале против 145 млрд руб. в первом квартале текущего года.

При этом долги собирать стало легче. Так, среднемесячная эффективность взыскания по банковскому агентскому портфелю (со сроками просрочки свыше 30 дней) за отчетный период составила 18% (+2,2 процентного пункта в годовом сравнении). Лучше всего за шесть месяцев года взыскивались просроченные долги по обеспеченным кредитам. Так, за полугодие эффективность взыскания по автокредитам составила 35%, по ипотеке — 30%. Самая низкая эффективность взыскания зафиксирована в сегменте кредитных карт — 6%, следует из данных НАПКА.

Наиболее сложные долги для взыскания — это необеспеченное кредитование, поясняет управляющий директор ПКБ Павел Михмель: «При залоговом кредитовании заемщик понимает, что есть риск потерять предмет залога — квартиру или автомобиль. Поэтому в случае сложной финансовой ситуации клиент сначала прекращает выплаты по потребительскому кредиту и только в самую последнюю очередь — по залоговому».

Безусловно, чем выше платежеспособность населения, тем больше сборы. Однако эффективность взыскания — это тот фактор, на который сложно влиять, указывает президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. Коллекторские компании активно развивают технологии, которые автоматизируют процессы и снижают затраты на взыскание, поэтому даже в условиях кризиса эффективность взыскания сохранится на рентабельном для рынка уровне 18–20%, уверен он. Кроме того, из-за ужесточившегося скоринга выход на просрочку чаще всего происходит по объективным причинам — не вовремя выплаченная зарплата, потеря или снижение дохода, добавляет гендиректор «М.Б.А. Финансы» Федор Вахата. Такие должники готовы общаться со специалистами и обсуждать условия выплаты долга, отмечает он.

По итогам года темпы роста рынка сохранятся или даже увеличатся, уверен гендиректор коллекторского агентства ЭОС Антон Дмитраков. «Объемы просрочки на балансах кредиторов растут, а рынок профессионального взыскания накопил положительный опыт урегулирования долгов, что помогает увеличивать бизнес,— говорит старший вице-президент "Кредитэкспресс Финанс" Виктор Семендуев.— Возможно, если сохранится положительный тренд на рост экономики, улучшится показатель взыскания по старым долгам». Но пока для значительно улучшения показателей эффективности нет необходимого роста экономики: финансовое положение клиентов на данный момент не улучшается, и люди продолжают выходить в просрочку, заключает он.